Источник

Поучение 113. Не в богатстве счастье

Говорят: «хотите сделать человека разумным добрым и счастливым, сделайте его богатым». Как вы думаете, христиане, – правда ли это? По нашему рассуждению будет справедливее сказать: «хотите сделать человека своевольным, не добрым и даже несчастным, дайте ему богатство в руки». Не более ли из бедняков людей мудрых и полезных отечеству? Да и какая нужда богатому человеку трудиться, работать до упаду? Мудрость и знание требуют усидчивости, труда – труда упорного, продолжительного и постоянного: поздно засыпать, и рано вставать, – к чему побуждает человека крайняя нужда, недостаток в одежде, в хлебе, бедность. А богачу – что за необходимость большую часть времени употреблять на труд? Только одно честолюбие, одни высокие чины и ордена заставляют иного работать по ночам и – трудиться на пользу отечества. А что сказать о роскоши и о развлечениях богачей? Удовольствия, которым предаются богачи, делают их глупыми и безрассудными. Что сказать о добродетелях того, который имеет богатство? И добродетели у богачей не могут быть совершенными, если для совершенства в добродетели – сам Господь советывал Евангельскому юноше продать имение и раздать нищим. Гражданские добродетели богач еще может иметь: быть честным из страха бесчестия, милостынодавцев для похвалы, трезвым – из желания прожить долее на свете, в церковь ходить для похвалы от людей, а чтоб богатый человек постился до умерщвления страстей, молился – до слез, имел бы страх Божий, распинал бы себя со страстьми и похотьми, вставал бы ночью на богослужение, или тайно бы молился Богу, тайно подавал милостыню, принимал бы к столу странников и особенно – нищих братий Христовых, никогда.

И духовенство богач принимает тогда, когда нужно крестить детей, когда вступает в брак, когда нужно исповедываться, но случается, что он смотрит на священника почти с презрением. Он век с ним не виделся бы, если бы не приходилось бы ему умирать. Богач только из трусости может быть смирен. Что сказать о благополучии человека богатого? Избави нас Бог от такого благополучия. Земледелец спокойно заснет, где попало, а богатый ни за что на это не решится. Он предается роскоши – и ежедневно боится нечаянной смерти; иной кровь cебе часто пускает для предупреждения нечаянной смерти; ибо эти люди не редко – за столом или во время пиршества умирают.

Приятность пищи и напитков зависит не от сладости их и вкуса, а от голода и жажды человека, так что иной бедняке – с большим вкусом съедает кусок черствого хлеба, нежели богач сластную пищу, приятнее пьет воду, нежели тот вино. Что за счастье мучиться честями, страдать желудком, головою, терзаться страстями, которые от подаваемой им пищи, – становятся для человека лютее зверей. Кто более холоду боится? Кто врагов больше имеет завистников; кто болезней больше наживает, кто от лекарей не может избавиться? Все богачи.

А страх Божий, страх смерти, суда Божия, геенны? Вовек не хотел бы я такого благополучия, Блажен, кто имеет необходимое – и не боится нн холоду, ни голоду, ни зимы, ни лета, ни огня, ни воды, ни людей.

Господи! Вразуми нас искать не на земли, но на небе счастия. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle