Источник

144. О размышлении о Боге и о самом себе

Что мне делать? Говорить ли или молчать? Как? После столь долгого молчания – еще молчать? Да и за прошедшее молчание придется кому-либо отвечать перед Богом. И неужели вы думаете, что во все это продолжительное время я молчал? Нет, – я говорил или с Богом, или с человеками, или с самим собой. Да и можно ли не говорить с Богом, если Он везде: и на небе и на земле; и на море и на суше, и днем и ночью с нами и при нас? Можно ли с ним не говорить, если Он около нас – в нашем сердце и в нашем разуме? Можно ли не встретиться с мыслью о Боге, если подымешься духом на небеса, пробежишь мыслью это бесконечное пространство; станешь считать звезды, переноситься со звезды на звезду умом, подумаешь об их страшной отдаленности, об их необъятной величине, непостижимом пространстве путей, которые они пробегают; или подымишься умом на третье небо, или на небо небес, пробежишь мимо миров, наполненных херувимами и серафимами и всеми тмочисленными духами, или подымешься до самого престола Божия, куда доходят одни молитвы и милостыни человека, – как сказал Ангел Корнилию Сотнику158, – где Бог среди беспредельности и вечности Один, и предписывает законы всякой твари, назначает место для жизни и деятельности человеков?! Но почто я дерзаю туда возносить мою мысль? Разве на земле нет Бога? Не каждая ли тварь, животное, былинка, камень проповедует славу премудрого и всемогущего Бога? Кто управляет морями и бурями, холодом и огнем, водами и снегом? Не все ли эти дела Божии проповедуют живо и ясно славу Божию? Все: земля и море, и скалы, и все, все – самая внутренность земли, в которой горит море огня, уготованное диаволу и ангелам его – все это проповедует творение рук Божиих, дела Его, могущество Его, правду Его. Как же с Ним не говорить, не беседовать? Как не думать о Нем? Но человек живет еще сам с собой, чаще, быть может, с собой, нежели с Богом; но как не беседовать с самим собой? Станешь ли блуждать мыслью в веках прошедших; встречаешь ли там новосозданный сей мир, первых народов: потоп, чудеса Божии, сотворенные руками Моисея, Самуила, Илии пророка, – руками пророков, Апостолов, руками самого Сына Божия – неужели все это не может обратить на себя внимание, не заставит призадуматься, поразмыслить? Перенесешься ли мыслью за пределы гроба: там видишь суд Божий над праведными и нечестивыми, рай и ад, – и все же возвращаешься в свою душу и читаешь в уме великую книгу величайших дел Божиих – уже совершенных и еще имеющих совершиться; но я же все остаюсь сам с собой, – все же не несу на суд Божий лукавые мои деяния. И я молчал бы, до смерти не открывал бы перед вами уст моих; – но ах! от вашего спасения зависит и мое собственное! Как же мне с вами не говорить? Как мне молчать перед вами? Кто меня утешит, как не вы? С кем мне делить мою скорбь и мою радость? Ведь встретимся же, да еще скоро встретимся по ту сторону гроба. Вот почему мне желательно наговориться с вами теперь, – о чем наговориться? Очевидно, не о царстве земном, скоропроходящем, но о царствии загробном, вечном. Не пустые речи о коммерции, о торговле, о хозяйстве, о скотах и зверях должны наполнять уста наши, – нет! Речи пророков и изречения Апостолов и святых отец; а чаще слова Самого Иисуса Христа должны быть предметом нашей беседы, нашего размышления. Что люди говорят и пишут, то чаще бывает ложь и неправда, как Апостол Павел сказал; а что сказал Бог, что написал Дух Святой, – то все вечная правда, вечная истина. Какая польза человеку, если бы он приобрел и целый мир? Никакой, если душу свою погубит. Богатство – гибель для человека. Много ли было богачей спасающихся? Авраам, Иов, Давид и Закхей; но или тяжкие скорби сопутствовали их жизни, или они раздавали все, что имели у себя, прежде нежели вступали на путь спасения. Авраам должен был по повелению Божию принести сына своего в жертву; Иов все потерял и огнем очистил себя от бремени богатства; Давид слезами; Закхей все богатство раздал, дабы только спасти душу свою. Итак, Бога благодари тот, кого Господь сохранил от тяжести богатства. Нет, лучше страдать, нежели веселиться, лучше нести горе, нежели вести роскошную жизнь. Не напрасно Господь пострадал за грехи наши, – великое торжество неба и земли, Ангелов и человеков будет тогда, когда Господь явится в последний раз, когда станет судить живых и мертвых, и всем грешникам, которые как-нибудь перед смертью покаются, скажет: «войдите в рай и в радость Господа своего, и наслаждайтесь вечным блаженством». Желаю всем вам, братия, услышать сей вожделенный глас возлюбленного Жениха, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же да будет честь и слава во веки веков. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle