А.В. Попов

Источник

Речь новорукоположенному иерею Венедикту Туркевичу

Приветствую тебя, возлюбленный, с благодатию священства. Ныне исполнилось хотение сердца твоего и Божие изволение о тебе, и ты призываешься к пастырскому деланию. Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом и как добрый воин Христов (2Тим.2:1,3) облекись во всеоружие Божие, дабы устоять, все преодолев (Еф.6:13). Св. Апостол Павел перечисляет оружия духовного воина Христова, которыми надлежит и тебе вооружиться для успеха в предстоящем пастырском делании. Оружия эти: истина, меч духовный, иже есть глагол Божий, щит веры, броня правды и шлем спасения (Еф.6:14–17).

На первых двух, как на имеющих особое отношение к делу твоего благовестничества, я и остановлю твое внимание.

Во второй книге Ездры повествуется, как древние мудрецы при дворе царя Дария спорили о том, что сильнее всего истина. Вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела трепещут перед нею, и нет в ней неправды и лицеприятия, но делает она справедливое, удаляясь от всего злого. Истина пребывает и остается сильною во век, и живет и владычествует в век века. Она есть сила, и царство, и власть и величие всех веков. Благословен Бог истины (4:35–41)! Хотя и медленно, но постепенно распространяется она по лицу земли, рассеивая лучи, преодолевая препятствия и торжествуя над врагами.

Многое возможешь в своей деятельности и ты, возлюбл., если препояшешься истиною. На то ты и посылаешься, чтобы свидетельствовать об истине, и делай это, не прибегая к хитрости, не употребляя обманов и лукавства, не искажая правды, как делают иногда другие, а открывая истину (Притч.8:6–8; 2Кор.4:2), и всякий, кто от истины, послушает гласа твоего (Иоан.18:37) и последует за тобою. Ревнуй об истине Божией, но употребляй для сего одни только оружия света: наставление, вразумление, убеждение с терпением, кротостью и любовию, ибо Православие есть истинный свет и не должно распространяться путем тьмы. Раскрой и покажи «где глядати правду», и правда Божия сама по себе привлечет сердца правдолюбцев, как солнце притягивает к себе живущее на земле. Не гонись при этом за внешним успехом, за большим количеством обращенных, а больше заботься о том, чтобы обращенные тобою твердо знали, в кого они уверовали, и чтобы чадца твои ходили во истине (2Иоан.1:4).

Истина Господня открыта в Слове Божием, посему и оно также должно служить для тебя оружием. Ап. Павел называет Слово Божие мечом духовным (Еф.6:17), который острее всякого меча обоюдоострого и проникает до самой глубины душевной (Евр.4:12). Оно есть молот, разбивающий и смягчающий каменное сердце человеческое, есть огонь, пожирающий греховную нечистоту людскую и согревающий нашу хладную душу (Иер.23:29). Оно полезно есть к учению, к обличению, к исправлению и наказанию, да совершен будет человек Божий, на всякое дело благое уготован (2Тим.3:16–17).

Посему, возлюбленный, поучайся в законе Господни день и нощь (Пс.1:2). Не успокаивай себя тем, что ты некогда изучал Свящ. Писание. Изучение это нередко сводится к знанию того, кто, когда и по какому поводу написал известную священ, книгу, к знанию большего или меньшего количества текстов и умению объяснить их; но конечно, одного такого теоретического и отрывочного изучения Свящ. Писания недостаточно, ибо при этом часто пропускается главное: чтение самых «глаголов живота вечнаго» и проникновение их животворящим духом, а без этого и Слово Божие остается «книгою запечатанною». Вспоминается мне, как один философ (Шопенгауер) требовал от читателя, чтобы он дважды прочитал его сочинение, ибо только в таком случае выяснятся все частности и получится стройное целое. Если такое требование основательно по отношению к произведениям человеческого ума, то тем паче применимо оно к «книге жизни» и к глаголам Божиим. А между тем, многие ли из изучавших Свящ. Писание имели терпение прочитать всю библию хотя один раз! Поставь же себе за правило – ежедневно читать с благоговейным вниманием Свящ. Писание, и Слово Божие пребудет в тебе и соделает тебя крепким (1Иоан.2:14).

Из других духовных оружий Апостол указывает на щит веры и броню правды. И конечно, едва ли нужно перед кем говорить, как важно и необходимо пастырю иметь веру и являть ее на деле в праведной жизни.

Гони же, о человече Божий, правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость (1Тим.6:11), – и тогда явишься пастырем добрым, право правящим слово истины.

30 марта/12 апреля 1902 г.

г. Аллегени, Пенсильвания

АПВ, 1902, т. VI, № 8, с. 167–169.

Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк / Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 54–56, 58.

Святитель Тихон – Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие / Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 221–223.


Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи / [сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

Комментарии для сайта Cackle