Азбука веры Православная библиотека Тертуллиан Предуведомление к переводу творений Тертуллиана
Е.В. Карнеев

Предуведомление к переводу творений Тертуллиана

Источник

Квинт, Септимий, Флор Тертуллиан родился в городе Карфагене, что в Африке, около 145 или 150 года по Рождестве Христове. Он лишился еще в детстве отца своего, который был сотником в войсках Африканского Проконсула, и по смерти его в матери своей нашел для себя попечительную и просвещенную руководительницу. Будучи наделен от природы живым воображением, тонким умом и даром слова, он приобрел ранние успехи во всех языческих науках, и сделался учителем Реторики. В сие время он по собственному сознанию увлечен был во все безразсудства молодости; но плотские услаждения не могли удовлетворить пылкой его души. Для него потребно было или обширное поле сражения, где бы он мог подвизаться, или спасительное иго, которое бы его укрощало. То и другое обрел он в идеях Христианских.

Неизвестно, когда именно Тертуллиан сделался Христианином. До того долгое время вооружался он против Христианства; но потом был одним из ревностнейших его защитников. Из сочинений его можно догадываться, что на него сильно подействовало зрелище мужества, оказываемого мучениками; и он, как обыкновенно с великодушными людьми случается, из врага обратился в друга гонимых. Полагают, что это произошло в 185 году. В следующем году он женился на Христианке. Ему нельзя было долго оставаться в ряду обыкновенных подвижников воинства Христова. Он восхотел сражаться во главе всякого рода опасностей, и в 195 году удостоен был звания священника. Освободясь от порывов молодости, жил он с женою в супружеской верности. Он написал для нея послание, в котором советует ей в случае смерти его соблюдать воздержание и пребыть вдовою.

Тертуллиан не мог покаряться простому методическому ходу тогдашнего Христианского общества. Жестокость гонений, как выше примечено, открыла ему путь к новому верованию. Душа его жаждада искать сугубых опасностей, достигать высшего совершенства, приносить тяжкие жертвы, добиваться бóльшей славы. Ему казалось, что тогдашние Христиане не усердно молятся, не довольно мужественно переносят лишения и муки. По его мнению жизнь есть такая борьба, где только одна великодушная смерть может приобресть победу. Италиянское духовенство, не столько ревностное, как Африканский священник, предписало ему поступать снисходительнее с слабыми Христианами. Он на сие вознегодовал. Духовенство с своей стороны прогневалось на него за то, что он выходит из границ умеренности, и следует по стезям Монтана, который портит все преувеличиванием и заставляет людей соблюдать такое совершенство, которое превышало их силы. Тертуллиан, выведенный из терпения, публично отрекся от Римского духовенства, и сделался Монтанистом.

Причиною перемены сей вероятно было то, что так как Монтанисты показывали вид, будьто держатся строжайшей дисциплины, хранят бóльшее воздержание, соблюдают частые посты, умножают молитвы и богомолие, возносят мученичество до того, что не допускают ни бегства от мук, ни выкупа за себя деньгами: то Тертуллиан, коего ум и без того вдавался в крайности, охотно принял учение, столь много согласовавшееся с его характером. Это случилось кажется около 199 года.

Отпавши от Римской Христианской Церкви, он тем не менее защищал Христианство, и возставал против сект, стремившихся делаться независимыми. Между тем он скоро убедился в погрешностях учения новых друзей своих Монтанистов, и составил, говорят, собственную секту, следы которой видны были в Африке и во времена блаженного Августина, то есть, в начале пятого века.

Последния творения Тертуллиановы ограничиваются 217 и 218 годами. Полагают, что он умер около 220 года. Знаменитейшее его творение есть Апология или защищение Христиан против язычников. К похвале Тертуллиана должно сказать, что многие ученые и благочестивые мужи питали к нему особенное уважение. Между прочими св. мученик Киприан, епископ Карфагенский, живший в третьем веке вскоре после него, столько был к нему привязан, что не иначе именовал его, как своим учителем. Тертуллиан был едвали не первый западный Христианский писатель, процветавший во времена язычества почти прежде всех известных святых отцев.

В Христианском чтении на 1842 год в Июньской и Июльской книжках изчислены и изложены в сокращенном виде все творения Тертуллиановы. Но чтобы основательно судить о писателе, надобно читать сочинения его в полноте. Здесь предлагается так сказать половина творений сего замечательного Писателя. В них много занимательного, любопытного и поучительного, а особливо в отношении к древним обычаям и к первоначальному образу Христианского вероисповедания. Прочия его сочинения писаны в том же духе; но оставлены без перевода потому, что с одной стороны большею частию заключают в себе повторение почти одних и тех же предметов, а с другой некоторые из них исполнены темноты, сбивчивости и ошибок, вкравшихся вероятно от переписчиков его творений до изобретения книгопечатания. Впрочем довольно и одних издаваемых ныне статей, чтобы получить полное понятие о твердости и строгости характера Тертуллиана и о его обширных во всем сведениях, начитанности и учености.


Источник: Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце II и в начале III века / Пер. Е. Карнеева. – Изд. 2-е Кораблева и Сирякова. – В 4-х част. - 1849-. / Ч. 1. - СПб. : В тип. военно-уч. зав., 1849. – IV, 204 с. / Е.В. Карнеев. Предуведомление к переводу творений Тертуллиана. I-IV с.

Комментарии для сайта Cackle