Источник

XXXI. С.-Петербургское православное Исаакиевское братство

«Первая идея» об открытии приходского братства при Исаакиевском кафедральном соборе принадлежит графу И. И. и графине Е. А. Воронцовым-Дашковым, которые особенно горячо принялись за ее осуществление после неожиданной кончины их молодого и талантливого сына, графа Романа. Устав был составлен бывшим настоятелем собора, ныне председателем учебного комитета при Св. Синоде, протоиереем П. А. Смирновым, совместно с известным исследователем по вопросам, касающимся братств и приходов, А. А. Папковым. Утверждение устава епархиальным начальством последовало 26 октября 1895 года. Целью братства устав поставлял на первом плане «служить духовно-нравственным нуждам прихожан», затем «оказывать бедствующим лицам прихода материальную помощь» и, наконец, «служить нуждам собора». Средствами указаны: учреждение церковно-приходской школы, устройство при ней народных чтений, раздача пособий бедным, содержание бесплатной столовой и возможное поддержание хора певчих. По уставу, покровителем братства состоит Петербургский митрополит.

Открытие братства состоялось 8 декабря 1896 года. После литургии, пред молебном, о. Смирнов обратился к собравшимся с речью, в которой выяснил цели и задачи братства. Еще до открытия некоторые лица записались в члены. Некоторые это сделали при открытии. После молебна члены братства собрались в квартире о. Смирнова и избрали членов совета. Тут же граф А. В. Орлов-Давыдов и супруга егермейстера высочайшего двора Е. А. Балашева, внесшие по 1,000 рублей, избраны были в почетные члены. Чрез два дня, в квартире же о. Смирнова, состоялось первое собрание членов совета, был избран председатель, о. Смирнов, и братство начало свою деятельность.

В первый год деятельность братства выразилась в выдаче 13 лицам единовременных пособий на 146 рублей и 11 лицам ежемесячных на 491 рубль. Одна старушка помещена пансионеркой братства в городскую богадельню. Затем, в конце года, братство стало выдавать по 25 рублей ежемесячно на обучение разным мастерствам малолетних певчих исаакиевского хора, которые с потерей голоса, не будучи ни к чему не подготовлены, оказываются в безвыходном положены. Кроме того, братство поддерживало бесплатную столовую и завело продажу в церкви книг и икон.

Бесплатная столовая при Исаакиевском соборе была открыта попечением бывшего соборного старосты Е. В. Богдановича 27 января 1883 года и первое время действовала под непосредственным его наблюдением. В первый год деятельности столовой в ней ежедневно кормилось до 100 человек. Столовая содержалась на пожертвования, отчасти на кружечный церковный сбор, а также от продажи благотворителям билетов на обеды, раздаваемых потом бедным. В декабре 1883 года, при оставлении Богдановичем должности старосты, столовая передана комитету во главе с Н. П. Грессер, супругой покойного петербургского градоначальника. Столовая, по-видимому, не процветала. По крайней мере, в 1893 году в ней бывало обедающих уже только до 56, притом в летние месяцы столовая закрывалась. Может быть, это зависело отчасти и от того, что район Исаакиевского прихода во всяком случае, не принадлежит к тем местностям столицы, где бы находила себе приют нищета. Клиентами столовой в значительном числе были рабочие исторических лесов, которыми так долго был окружен собор. В 1895 году Н. П. Грессер скончалась, и комитет столовой хотя продолжал по-прежнему действовать, но когда открылось братство, передача столовой в ведение братства стала всего более соответственной. Столовая и была передана братству 27 мая 1897 года, с капиталом в 4,911 рублей. В руках братства услугами столовой стали пользоваться только действительно неимущие, после обследования, и число их еще понизилось, дошедши до 35.

Во второй, 1898 год братство выдало пособий единовременных на 82 рубля, а ежемесячных на 1,082. Столовая действовала в прежних размерах. В этом году «положено было начало духовно-просветительной деятельности» братства: в начале года 9 чтиц, с баронессою М. Л. Корф во главе, приняли на себя предлагать обедающим духовно-нравственные чтения во время обеда. Было произведено 18 таких чтений, но затем они «по некоторым неудобствам» прекращены, а взамен их открыты вечерние духовно-нравственные чтения по воскресным и праздничным дням протоиереем Ф. А. Знаменским. Бесед было всех 24, каждая собирала от 50 до 200 человек.

Был учрежден братский хор. Задача его состояла в том, чтобы «в часы праздничного досуга славить Господа и назидать себя и других пениями и песньми духовными». Хор составлялся из 25–50 человек, пел вечерни и акафисты, со 2 февраля до Троицы, а потом, после летнего перерыва, с 8 сентября до конца года.

Продажа книг и икон в церкви, организованная бывшим ключарем собора, протоиереем А. И. Сперанским, в первый год имела оборот на сумму свыше 1,000 рублей, во второй – свыше 1,600.

В 1898 году открыта при обществе библиотека-читальня, в основу которой легли 122 книги, пожертвованные И. Т. Камчатовым.

Из благотворителей, кроме упомянутых, выделяются следующие лица: княгиня Н, А. Барятинская, наследница известной петербургской благотворительницы, графини Н. А. Стенбок-Фермор, изъявила желание возобновить ежегодный взнос покойной графини в пользу столовой, по 500 рублей, в 1898 году пожертвовала 1,200 рублей, графиня Е. А. Воронцова-Дашкова пожертвовала 700 и взяла на себя уплату за помещение столовой, по 360 рублей в год, граф И. И. Воронцов-Дашков пожертвовал 600, светлейший князь М. А. Воронцов-Шувалов, П. П. Дурново, С. В. Орлов-Давыдов пожертвовали по 500 рублей, графиня В. С. Зубова 300, Н. П. Балашев, В. Б. Васильев, княгиня О. П. Долгорукая, М. Д. Коровин, Д. С. Нечаев, А. С. Нечаева, С. С. Нечаева, Ю. С- Нечаев-Мальцев, В. Н. Охотников, А. А. Папков, князь Ф. И. Паскевич, княгиня И. И. Паскевич, В. А. Петров, протоиерей П. А. Смирнов, граф А. А. Стенбок-Фермор, графиня М. С. Стенбок-Фермор, С. П. фон Дервиз, В. Н. фон Дервиз, К. В. Чистяков, Н. К. Чистяков, граф С. Д. Шереметев пожертвовали по 150 рублей, князь В. Н. Тенишев и Я. И. Утин по 100 рублей. В 1898 году братство получило чистого дохода 819 рублей от религиозно-нравственного вечера, на котором В. М. Скворцов предложил чтение о сектантах, а хор исполнял духовные песнопения. Приход братства за 1898 год выразился в сумме 7,758 рублей, в том числе членских взносов, не считая почетных и пожизненных, 1,098 р., кружечного сбора (две кружки – на братство и на столовую) 1,310, по подписным листам 2,089, % с капитала 443 рубля. В остатке к 1899 году у братства было 25,692 рубля. Столовая братства, прежде помещавшаяся по Адмиралтейскому каналу, в доме №11, ныне переведена в дом причта Исаакиевского собора, по конногвардейскому бульвару № 6. Председателем совета, после ухода о. Смирнова от Исаакиевского собора, состоит новый настоятель собора, протоиерей И.А. Соболев.

Заслуживает внимания, что последнее по времени открытия петербургское приходское братство родилось с такими же широкими мечтами, с какими некогда о. Гумилевский основывал первое Христорождественское братство на Песках, полагая первый камень в основание петербургской приходской благотворительности. Исаакиевское братство мечтает послужить к тому, что «со временем все живущие в районе прихода замкнутой жизнью соединятся в общий братский союз». Прекрасная, но, кажется, неосуществимая мечта!


Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, [6] с.

Комментарии для сайта Cackle