КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, Тит Флавий (ок. 150 – ок. 215 гг.) – один из отцов церкви, богослов, апологет христианского вероучения. Изучал античную философию в Афинах и в Александрии, затем обратился в христианство. С 190 г. – главный наставник александрийского огласительного училища – в сане пресвитера; в 202 г. во время гонений Септимия Севера удаляется в Каппадокию. В своих фундаментальных апологетических сочинениях «Увещевание язычников», «Наставник» и «Строматы» (греч. – смесь, разное) Климент Александрийский соединяет основные понятия христианского вероучения с элементами неоплатонической и стоической философии; к их числу относится прежде всего учение о Логосе – творческой энергии Бога, источнике откровений в Ветхом Завете в эллинистической философии, который отожествлялся с Христом. Полемизируя с другими апологетами, противопоставлявшими философскому знанию абсолютную веру, и с гностиками, мистифицировавшими «высшее знание», открытое только избранным, Климент вырабатывает компромиссную позицию, которая впоследствии будет положена в основу христианской гносеологии (наука о познании). Согласно Клименту, вера – необходимый источник и достаточное условие спасения и в то же время – фундамент познания Бога как бесконечного процесса уподобления Ему; таким образом, Климент постулирует единство веры и знания.