Иеремия
Иеремия Ермиягу. Иеремия, т.е. Бог возвышает; сын Хелкии, священника в Анафофе. Уже в юных годах Господь призвал его быть пророком. Когда Иеримия, по причине своей юности, отказывался, то Господь коснулся его уст и обещал вложить Свои слова в уста его. После этого он болеее 40 лет служил Господу, как верный свидетель против отпавшего колена Иудина: с 13 года (627 г. до Р.Хр.) царя Иосии, затем во время царствования Иокима и Седекии до самого переселения жителей Иерусалима и после этого еще некоторое время (Иер 1.1 и дал.). После смерти набожного Иосии он пережил тяжкие страдания: Иоаким бросил записанное им пророчество в огонь (Иер 36.23) и искал умертвить его. Седекия же, выслушав его слова, заключил его в темницу (Иер 32.3; Иер 37.13 и дал.), где он содержался до тех пор, пока Навуходоносор, царь Вавилонский, не освободил его (Иер 39.11). Военачальник царя, Навузардан, предложил Иеремии последовать в Вавилон, если он хочет. Но он предпочел остаться жить в Палестине (Иер 40.4 и дал.). Он предостерегал свой народ от переселения в Египет (42 гл.), но потом был вынужден сам итти с ними туда; но и там он не переставал свидетельствовать им о Боге (Иер 43–44). Весьма возможно, что он там и умер. Предание говорит, что он был побит камнями. Гроб его показывают в Каире. Пророк Иеремия – замечательный образец мужественной духовной силы, которая проявляется в служении пророков. По природе чуствительный, мягкосердечный и несмелый, способный плакать, страдающий вместе со своим несчастным народом (Иер 9.1; Иер 13.17; Иер 14.17), он преображается, когда свидетельствует от имени Господа и не боится никого: ни священника, ни книжника, ни пророка, ни царя; в это время он непоколебим, как медная стена (Иер 15.15 и дал.; Иер 2.26; Иер 27.14; Иер 29.21). Подлинному пророку иногда, по повелению Господа, приходится отказываться от семейных радостей (Иер 16.2), в то время, как опасности и путы окружают его со всех сторон (Иер 11.21; Иер 12.6; Иер 29.25 и дал.).
Его серьезность и встревоженность отражаются также и в стиле его пророчеств, который своими повторениями и пересказываниями несколько пространен, угрюм и однообразен, что не мешает ему быть по временам захватывающим, а иногда и величественным, например, когда пророк, взирая на будущее, пророчествует о славе царства Мессии и о названии Самого Мессии: «Господь – оправдание наше» (Иер 23.5 и дал.; Иер 33.14 и дал.).