Фома
Фома т.е. близнец, один из двенадцати апостолов (Мф 10.3, Мк 3.18, Лк 6.15, Деян 1.13). Евангелие от Иоанна отмечает три черты, выявляющие его характер. В Ин 11.16 он видит опасность, но все-таки готов следовать на смерть за своим Наставником. В Ин 14.5, он сомневался, как ученики могут знать путь, не зная, куда идет Наставник. В Ин 20.25, услышав о явлении Воскресшего Господа Иисуса Христа, он требовал осязательных доказательств для того, чтобы поверить в невероятное, т.е. увидеть живого Христа, крестный образ Которого врезался в его сердце. Неделю спустя Воскресший Господь явился ученикам и предложил Фоме вложить перст в Его раны, Фома ответил: «Господь мой и Бог мой!» Иисус сказал: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Фома присутствовал также при явлении Христа у Тивериадского озера (Ин 21.2 и дал.).
Фома обладал склонной к скептицизму натурой и видел часто во всем лишь темные стороны, но в то же время был беззаветно предан своему Наставнику. Он не удовлетворился свидетельством других о дивном факте воскресения, которое в его представлении, как и в представлении прочих учеников, являлось чем-то странным и невероятным: он, как и прочие ученики, нуждался в осязательных доказательствах, которые они и получили; на это указывает Иоанн в 1Ин 1.1. Чем более размышляешь об этом, тем яснее становится тщетность попыток некоторых безумцев объяснить воскресение Христа самообманом, например, Ренан пытается уверить своих читателей, что выдумка о воскресении Христа принадлежит Марии Магдалине, и что «после Иисуса Мария Магдалина более всего сделала для основания христианства». – Пример Фомы учит нас противоположному.