Одежда
Одежда Еврейская одежда вообще была широка, имела много складок, и, наверное, весьма напоминает современную одежду в библейских странах, особенно у арабов. Различие между женской и мужеской одеждой в древние времена было очень небольшое. В Сирии часто затрудняются на большом расстоянии отличить фигуру женщины – от мужчины. Все же должно было существовать различие между мужским и женским платьем, может быть, более тонкий материал или какие-нибудь украшения, потому что закон воспрещает мужчинам носить женское платье и наоборот (Втор 25.5). Шитье платья древних времен было делом женщин, и даже самые знатные из них не считали для себя это занятие неприличным (1Цар 2.19, Притч 31.22, Деян 9.39). Платья не разрешалось ткать из смеси льна и шерсти (Лев.19.19, Втор 22.11).
Мужчины и женщины носили нижнее белье или рубашку и верхнюю одежду или мантию. Нижним бельем (евр. кутонет, лат. туника) служила узкая рубашка, иногда с рукавами, которая доходила до колен; она опоясывалась кожаным или льняным поясом (4Цар 1.8, Мф 3.4, Иер 13.1). Верхняя одежда или мантия представляла большой четырехугольный кусок материи, который набрасывался на плечи и покрывал все тело. На четырех углах этой мантии израильтянин должен был иметь кисточки, прикрепленные голубым шнуром, для напоминания о заповедях Господних (Чис 15.38, Втор 22.12). Мантия служила постелью и одеялом бедняка (Исх 22.26 и дал.). Тот, кто ходил без мантии, назывался нагим (1Цар 19.24, Ис 20.2, Ин 21.7), так что слово «нагой» часто имеет то же значение, что и наше слово «раздетый», как у Мк 14.51 или «плохо одетый» (Иак 2.15, 2Кор 11.27). Об употреблении этого слова в духовном смысле см. Откр 3.17, Срав. Ос 2.3.
Между этими двумя одеждами иногда носили третью – длинную одежду без рукавов, евр. меиль (1Цар 15.27, 1Цар 18.4, Иов 1.20).
Платьем для путешественников на случай ненастья служила такая же мантия или плащ, которую Павел оставил в Троаде (2Тим 4.13).
Верхняя одежда отличалась цветом, тонкостью материала и роскошью. Мы читаем о власяницах, которые носили пророки (4Цар 1.8, Зах 13.4, Срав. Евр 11.37), далее говорится о мантиях из узорчастых драгоценных материалов, из тончайшего льна или пурпура: тканных золотом (Иез 16.10 и дал.), привозных (Нав 7.21, Соф 1.8) или изготовляемых у себя дома (Притч 31.22). Большой гардероб считался богатством (Ис 3.6, Лк 15.22, Иак 5.2); платья часто дарили (Быт 45.22, 1Цар 18.4, 4Цар 5.5, Есф 4.4, Есф 6.8). Цари имели особых служащих, которые смотрели за их гардеробом (4Цар 10.22, 2Пар 34.22). Рассказывают об арабском стихотворце, жившем в Куфе в 9-ом столетии, который получал столько подарков платьями, что после своей смерти оставил 100 верхних перемен, 200 рубашек и 500 чалм (Ср. 6:19, Иак 5.2).
Иногда в полы мантии завязывали то, что хотели скрыть (Иез 5.3). Когда одежда стягивалась поясом, то могли прятать вещь за пазуху (Мф 10.9). При поясах, которые евреи любили украшать, носили чернильницы (Иез 9.2), на поясах же носили мечи (Суд. 3.16, 2Цар 20.8).
Штанов израильтяне не носили; они были принадлежностью священнических одежд (Исх 28.42). Персы же ходили в штанах (Дан 3.21,27 евр. текст).
Голову обыкновенно не покрывали; если же покрывали, то или той же мантией, или особым платком (покрывалом). О шляпах и шапках упоминается редко. (Ср. Ис 61.3). Обыкновенно, удовлетворялись повязкой, которая не допускала волосам развеваться во время работы (Иов 29.14), или простым платком, под которым прятали волосы. Эти простые повязки, наверное послужили началом тех головных украшений, которые впоследствии служили признаком достоинства и величия, а именно: венцы или диадемы, которые на древних памятниках имеют множество разновидностей. Они носились царями (2Цар 1.10, 2Цар 12.30), царицами (Есф 2.17), первосвященниками (Исх 28.36, Исх 29.6, Исх 39.30), невестою и женихом (Песн 3.11, Иез 16.12), сановниками (Есф 8.15). Персы, кажется, украшали венцами даже своих лошадей (Есф 6.8). Венцы делались из золота, драгоценных камней и других дорогих материалов; иногда этими вещами служили венки из цветов, веток или листьев. Латинское слово корона обозначает венок. Такие венки служили знаками отличия у воинов и призами на всякого рода состязаниях (1Кор 9.25, 2Тим 4.8). Язычники таким же образом украшали как жрецов, так и животных для жертвоприношений (Деян 14.13). Венец пли венок служит, нередко, символом славы, власти, блаженства и вечной жизни (Плач 5.16, 2Тим 4.8, 1Пет 5.4, Откр 2.10, Срав. Притч 12.4, Ис 62.3).
Обувь составляли сандалии из кожи или дерева, они привязывались к ногам ремнями, из которых один охватывал пятку и, встречаясь с другим концом, пропущенным между большим и остальными пальцами, связывался с ним. Вследствие того, что такая обувь оставляла большую часть ноги неприкрытой, необходимо было часто омывать ноги. Даже на этой второстепенной части одежды (срав. выражение «продают бедного за пару сандалий» Ам 2.6, Ам 8.6) были украшения на ремнях, особенно у женщин (Песн 7.2). Вероятно к женским сандалиям иногда нашивали кожу, так что они имели вид туфель; такую обувь употребляли изнеженные персы и вавилоняне (Иез 16.10). Роскошная обувь (Иез 16.10) по-еврейски называлась тахаш (см. «Сафьян»). Пестрая или пурпурового цвета обувь считалась роскошью; ее носили тиряне, персы, греки и римляне. Развязывать, снимать и носить в руках обувь, было делом рабов (Мф 3.11, Мк 1.7, Ин 1.27, Деян 13.25). Ученики раввинов считали за честь обувать и разувать своего учителя. При входе в дом снимали обувь, при выходе же снова обувались (Деян 12.8, срав. Исх 12.11). На святом месте нужно было снимать обувь (Исх 3.5, Нав 5.15). Когда магометанин входит в мечеть, то оставляет свои туфли направо вне дверей в том случае, если не имеет слуги, который носил бы их. В знак горя ходили босыми (2Цар 15.30, Ис 20.2, Иез 24.17,23).
Об одежде женщин можно сказать, что она была немного длиннее и тоньше мужской. Особенностью их одежды служило покрывало (См. «Покрывало») различных сортов. Об их головных украшениях и прочих предметах роскоши, трудно что-нибудь сказать определенно. Недостатка в них не было, что видно, напр., из Ис 3.16 и дал., где мы встречаем длинный перечень женских украшений, которые громил пророк: цепочки на ногах, звездочки, луночки, серьги, ожерелья, опахала, запястья и т.д.