Иордан
Иордан Ярден. Иордан – главная или, вернее, единственная река Палестины. Она протекает прямо с севера на юг и делит землю на две части, из которых западная – «Иорданская страна» больше, чем восточная, или Перея. Иордан, евр. Иарден, т.е. падающий, назван так за свое быстрое течение; арабами он называется Эль-шарижа, т.е. место водопоя. Эта река образуется из множества источников на Ермоне, из которых три главнейшие – Баниас, который вытекает из пещеры, близ Кесарии Филипповой на южном склоне Ермона; Леджан, который берет начало близ Дана или Тель Эль Кади, недалеко на запад от Баниаса; и более длинный из них Нахр Хасбани, который начинается на севере у села Хасбейн на западной стороне Ермона. Эти три потока соединяются к югу от Ермона и образуют Иордан, который сперва протекает через озеро Мерой (теперь Хуле) и затем, через 13 км, впадает в Геннисаретское озеро. Через все Геннисаретское озеро можно наблюдать течение Иордана. Выйдя из этого озера, река извилисто спускается к югу до впадения в горкие воды Мертвого моря.
Долина, по которой протекает Иордан – от подошвы Ермона до самого Мертвого моря – иногда представляет из себя узкое ущелье, которое часто расширяется, особенно на юге, доходя до 20 км в ширину, как, напр., у Иерихона. Южная часть этой долины в Библии названа именем «равнина», Арава (евр. текст); арабы эту местность называют Эль Гор, т.е. дно долины (См. 4Цар 25.4; 2Пар 4.17). Иорданская долина замечательна тем, что большая ее часть лежит ниже уровня моря и является самым низменным местом на всей нашей планете. Начинаясь на высокорасположенном Ермоне, долина быстро спускается на 320 метров ниже уровня моря и, следовательно, заключает в себе самые крайние противоположности – от суровой альпийской природы на севере до сухой, выжженой солнцем мертвой пустыни на юге. На всем своем протяжении по обеим сторонам она ограничена возвышенностями, которые совершенно отвесно поднимаются на западной стороне и имеют до 305 м и 366 метров в вышину. Более отлоги берега восточной стороны Иордана; на этой стороне возвышенности достигают такой же высоты, как и на западной. Эта нестерпимо жаркая долина большей частью глиниста и покрыта голыми холмами. Здесь извилисто течет река, делая многочисленные изгибы. В этих местах берега Иордана покрыты густым кустарником и деревьями – вербами, олеандрами, которые часто отступают и дают место для лугов и полей. В своем нижнем течении река снова обрастает тростником, который служил местом обитания диких животных (Иер 49.19; Иер 50.44; Зах 11.3). Русло реки, наверное, теперь глубже, чем раньше: наносные пласты встречались весною после наводнения во многих местах (1Пар 12.15). Особенно замечательны в Иордане извилистость и быстрое течение. Между Геннисаретским озером и Мертвым морем по прямому направлению считается около 100 км. Лейтенант Линч в 1848 г. измерил длину реки со всеми извилинами и насчитал 200 км. Ширина реки меняется от 25 до 70 м; глубина от 1 до 4 м. Течение большей частью сильное и быстрое. (Ср. Иов 40.18). Иордан имеет множество водопадов, из них наиболее значительных 27. Геннисаретское озеро лежит на глубине 225 м, а Мертвое море 340 метров ниже уровня моря. Следовательно, Иордан между этими озерами спускается на приблизительно 100 м. Иордан, как и Геннисаретское озеро, богат рыбой; вода его вполне пресная. О мостах через Иордан мы ничего не встречаем в Библии. Паромные места для переправы, когда вода была не высока, упоминаются в некоторых местах (Суд. 3.28; Суд. 12.5; 2Цар 17.22). О пароме мы читаем также в 2Цар 19.18.
Иисус Навин и израильтяне перешли Иордан во время его разлива (Нав 3.15). Волнующаяся река остановила свое течение напротив Иерихона, а ниже вода стекла по направлению к Мертвому морю; дно стало сухо, так что израильтяне могли перейти сухим путем на другую сторону. В память этого Иисус Навин поставил двенадцать камней, взятых священниками со дна Иордана (Нав 4.8,20 и дал.), и на дне посреди Иордана Иисус Навин поставил 12 других камней. «Они там и до сего дня (Нав 4.9). Два раза после этого Иордан дивным образом был разделен и перейден Илией и Елисеем (4Цар 2.8,14). В водах Иордана Нееман очистился от своей проказы (4Цар 5.14) и с его дна по слову Елисея всплыл утонувший топор (4Цар 6.6). В Иордане Иоанн крестил кающуюся толпу, в его же воде крестился Господь Иисус (Мф 3.1); это событие ежегодно празднуется в апреле (по новому стилю) тысячами паломников, которые в определенный день посещают священную реку, пьют ее воду, купаются в ней и возвращаются в Иерусалим.
С обеих сторон в Иордан впадает множество ручьев; некоторые из них не пересыхают круглый год и поэтому называются притоками. Самые значительные из них Иеромакс и Иавок с востока. На юг от Иеромакса долина более плодоносна и имеет более красивый вид; качество земли также изменяется. Вообще весь ландшафт в этом месте меняется, так как от этой большой долины начинают ответляться еще долины. Вдоль обеих сторон реки тянется равнина шириною от 13 – 34 часа ходьбы с богатейшей зеленью. Чем более отлоги горы, тем чаще встречаются долины с потоками и роскошной растительностью. Здесь мы встречаем резкую противоположность голым горам высоких берегов, на которых водятся лишь газели, шакалы и хищные птицы. Ближе к Мертвому морю всякий след растительности исчезает. Волнообразная поверхность переходит в однообразную равнину, с глинисто-солончаковой почвой. Земля здесь настолько рыхла, что ноги путешественников довольно глубоко вязнут в ней. В том месте, где Иордан впадает в Мертвое море, можно видеть цапель, занимающихся ловлей тех рыб, которых река принесла с собою и которые должны умереть в крепком щелоке Мертвого моря.
Иордан для земли ханаанской служил естественной границей на востоке. В других странах реки имеют важнейшее значение, как средство сообщения между людьми; поэтому при больших реках всегда расположены крупные города. Не такое значение имел Иордан. Он служил только оградой для Израиля со стороны востока. На берегах Иордана никогда не существовало городов.