под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ВЕРНОСТЬ

В. (евр емет), главнейшее отличительное свойство Бога (Исх 34, 7), часто связывается с Его отеческой добротой (евр хесед) к народу Союза–Завета. Оба эти взаимодополняющие свойства указывают на то, что *Завет есть и безвозмездный дар и союз, крепость к-рого испытана веками (Пс 118, 90). На эти два расположения, к к-рым сводятся пути Господни (Пс 24, 10), ч-к должен отвечать соблюдением Завета. Искренность сыновнего *благоговения, к-рое он должен испытывать к Богу, доказывается верностью в соблюдении предписаний Завета.

На протяжении истории спасения В. Божия остается непоколебимой, в противоположность постоянной неверности ч‑ка, пока Христос, верный Свидетель истины (Ин 18, 37; Откр 3, 14), не даст людям благодати от Своей полноты (Ин 11, 14, 16) и не сделает их способными заслужить венец жизни подражанием Его верности до смерти (Откр 2, 10).

ВЗ

1. Верность Божия. – Бог – «твердыня» Израиля (Втор 32, 4); это наименование символизирует Его непоколебимую В., истинность Его *слов, непреложность Его *обетований. Слова Его пребывают вечно (Ис 40, 8), обетования будут исполнены (Тов 14, 4); Бог не лжет и не отрекается (Числ 23, 19); Его замысел исполняется (Ис 25, 1) силою слова, исходящего из уст Его, к-рое не возвращается, не совершив того, для чего Он послал его (Ис 55, 11); Бог не изменяется (Мал 3, 6). Поэтому Он хочет обручить Себе избранную Им невесту союзом совершенной В. (Ос 2, 20), без к-рой нельзя познать Бога (Ос 4, 1).

Итак, недостаточно хвалить Божию В., к-рая превыше небес (Пс 35, 6), или провозглашать ее, дабы этим призвать ее (Пс 142, 1), или напоминать Богу его обетования (Пс 88, 2–9, 25–40). Нужно молиться Богу Верному, чтобы получить от Него В. (3Цар 8, 56 слл) и перестать отвечать на Его В. нечестием (Неем 9, 33). И действительно, только Бог может *обратить Свой неверный народ и дать ему счастье, прорастив из земли В., – плод ее (Пс 84, 5, 11 слл).

2. Верность человека. – Бог требует от Своего народа В. Союзу–Завету, к-рый Он свободно возобновляет (Ис Нав 24, 14); особенно верными должны быть священники (1Цар 2, 35). Тогда как Авраам и Моисей (Неем 9, 8; Сир 45, 4) – примеры В-и, Израиль в своей совокупности подражает неверности поколения, скитавшегося в пустыне (Пс 77, 8 слл, 3, 6 сл.; 105, 6). А там, где нет В-и Богу, исчезает и В. к людям; нельзя ни на кого положиться (Иер 9, 2–8). Эта испорченность свойственна не только Израилю, ибо ко всем применимо изречение: «Правдивого ч‑ка кто находит?» (Притч 20, 6).

Итак, Израиль, избранный Богом быть свидетелем Его, не был верным рабом; он остался слеп и глух (Ис 42, 18 слл). Но Бог избрал иного *Отрока, на К-рого Он положил Дух Свой (Ис 42, 1 слл) и К-рому Он даровал способность слышать и говорить; этот Избранник верно проповедует *правду, и Испытания не могут сделать Его неверным Его посланни- честву (Ис 50, 4–7), ибо сила Его – Бог Его (Ис 49, 5).

НЗ

1. Верность Иисуса. – Предвозвещенный т. обр. Отрок Верный есть Христос Иисус, Сын и Слово Божие, верный и истинный, пришедший исполнить Писания и дело Своего Отца (Мк 10, 45; Лк 24, 44; Ин 19, 28, 30; Откр 19, 11 слл). Им исполняются все обетования Божии (2Кор 1, 20); в Нем спасение и слава избранных (2Тим 2, 10); к общению с ним люди призываются Отцом; Им верующие укрепляются и становятся верными своему призванию до конца (1Кор 1, 8 сл.). Итак, В. Бога (1Фес 5, 23 сл.), *дары К-рого непреложны (Рим 11, 29), проявляется в Нем во всей своей *полноте и укрепляет верного (2Фес 3, 3 слл).

Мы должны подражать В-и Христовой, оставаясь стойкими до смерти, и полагаться на Его В., чтобы жить и царствовать с Ним (2Тим 2, 11 сл.). Более того, даже если мы не верны, Он верен; ибо если Он может отречься от нас, то Он не может отречься от Самого Себя (2Тим 2, 13); сегодня, как вчера и во веки, Он пребывает Тот же (Евр 13, 8): Первосвященник милостивый и верный (2, 17), К-рый дарует доступ с дерзновением к престолу благодати (4, 14 слл) тем, кто, опираясь на В. Божиего обетования, сохраняет неуклонную *веру и *надежду (10, 23).

2. Верные Христа. – Название «верные» достаточно для обозначения *учеников Христовых, *верующих в Него (Деян 10, 45; 2Кор 6, 15; Еф 1, 1). Оно бесспорно заключает в себе природные добродетели преданности и чистосердечия, к-рые должны быть у хр-н (Флп 4, 8); оно означает и религиозную В., одну из главных заповедей, соблюдения к-рой требует Христос (Мф 23, 23), характеризующую тех, кто движим Духом Святым (Гал 5, 22), в особенности апостолов, домостроителей тайн Божиих (1Кор 4, 1 сл.; Лк 12, 42). Она проявляется и в повседневном быту (Лк 16, 10 слл) и т. обр. преобладает в общественной жизни.

В НЗ эта В. одушевлена *любовью; вместе с тем она – доказательство подлинной любви. Иисус на этом настаивает: «Пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, *пребудете в любви Моей, как Я заповеди Отца Моего соблюл и пребываю в Его любви» (Ин 15, 9 сл.; ср 14, 15, 21, 23 сл.). Иоанн, оставаясь верным учению Христа, внушает это своим «детям», призывая их «ходить в *истине», т. е. в В. заповеди взаимной любви (2Ин 4 сл.); но тут же добавляет: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2Ин 6).

Именно этой В. обеспечена награда участия в радости Господней (Мф 25, 21, 23; Ин 15, 11). Но эта В. требует борьбы против Искусителя, Лукавого, в бодрствовании и молитве (Мф 6, 13; 26, 41; 1Петр 5, 8 сл.). В последние времена испытание этой В. будет страшным: святые должны будут тогда обладать терпением (Откр 13, 10; 14, 12) силою благодати, исходящей от *Крови Агнца (Откр 7, 14; 12, 11).

– > Авраам II 1 – аминь – благочестие ВЗ – брак ВЗ II 3, НЗ I – добродетели и пороки 1 – доверие 3 – долготерпение – заблуждение – Союз–Завет – испытание ВЗ I 2 – истина – любовь – Мария IV 2 – надежда – обетование – остаток ВЗ 3, 4, НЗ – послушание II 3 – правда – пример – Провидение 2 – пустыня ВЗ I 2, 3, НЗ I 1 – разочарование III – прелюбодеяние – скала 1 – свидетельство – Отрок Божий – супруг ВЗ 2 – следовать 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle