под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ХЛЕБ

X. есть дар Божий. Он для ч‑ка источник сил (Пс 103, 14 сл.), средство к существованию настолько необходимое, что недостаток хлеба значит недостаток всего (Ам 4, 6; см Быт 28, 20); в молитве, преподанной Христом Своим ученикам, X. как бы заключает в себе все *дары, необходимые нам (Лк 11, 3). Но X. означает еще больше: он есть знамение величайшего из даров (Мк 14, 22).

1. В повседневной жизни определяют положение, говоря о вкусе, придаваемом им хлебу. Когда ч-к страдает и кажется, что Бог его оставил, он ест «хлеб слезный», «хлеб горести», «пепел, как хлеб» (Пс 41, 4; 79, 6; 101, 10; Ис 30, 20). Тот, кто радостен, ест X. «с веселием» (Екк 9, 7). О грешнике говорят, что он ест «хлеб беззакония» или лжи (Притч 4, 17), а лентяй – хлеб праздности (Притч 31, 27). Однако X. есть не только средство к существованию: он предназначен к братскому разделению. Каждая *трапеза предполагает собрание и *приобщение. Постоянно есть свой хлеб вместе с кем–нибудь, – значит быть его *другом, почти наперсником (Пс 41. 10 = Ин 13, 18). Долг *гостеприимства священен, оттого X. каждого становится X. путника, посланного Богом (Быт 18, 5; Лк 5, 11). Со времени *Плена все больше подчеркивается необходимость делить свой X. с голодным: евр. благочестие находит в этом лучшее выражение братской любви (Притч 22, 9; Иез 18, 7, 16; Иов 31, 17; Ис 58, 7; Тов 4, 16). Предписывая Коринфянам сбор в пользу «святых», Павел напоминает, что все дары от Бога, начиная с X. (2Кор 9, 10). В хр–ской Церкви «преломление хлеба» обозначает евхаристический обряд, творимый на благо всем: Тело Христово становится источником единства Церкви (Деян 2, 42; 1Кор 10, 17).

2. Хлеб – дар Божий. – Бог после сотворения ч‑ка (Быт 1, 29) и снова после потопа (9, 3) указывает ч-ку, что он может есть. Только ценой тяжкого труда греховный ч-к сможет обеспечить себя необходимым: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (3, 19). С тех пор обилие или недостаток X. обретают значение знамения: обилие – это *благосло- вение Божие (Пс 36, 25; 131, 15; Притч 12, 11), а недостаток X. – Наказание за грех (Иер 5, 17; Иез 4, 16 сл.; Плач 1, 11; 2, 12). Следовательно, ч-к должен смиренно испрашивать свой X. у Бога и ожидать его с упованием. В этом отношении очень показательны повествования об умножении Х-в. Чудо, совершенное Елисеем (4Цар 4, 42 слл), показывает изобилие Божиих даров: «насытятся и останется». Евангельские повествования об умножении X. тоже являются в первую очередь призывом к смиренному упованию. Позаимствовав из псалма (77, 25) фразу «и ели все и насытились» (Мф 14, 20 п; 15, 37 п; см Ин 6, 12), эти повествования напоминают о «хлебе сильных», к-рым Бог насытил Свой народ в пустыне. В таком же смысле Иисус призывает Своих учеников молиться о «хлебе насущном» (Мф 6, 11), подобно сыновьям, с доверием ожидающим всего от своего Отца Небесного (см Мф 6, 25 п).

X. есть, наконец, высший дар эсхатологического времени как для каждого в отдельности (Ис 30, 23), так и на мессианском пиршестве, обещанном избранным (Иер 31, 12). *Трапеза Иисуса со Своими учениками (Мф 11, 19 п), в особенности Тайная Вечеря (см *Евхаристия), когда хлеб, данный Христом Своим ученикам, стал Его *Телом, истинным даром Божиим (Лк 22, 19), прообразует эсхатологическое пиршество.

1. Священническое законодательство придает большое значение «хлебам предложения», находившимся в Храме на столе рядом с чашей для возлияний (3Цар 7, 48; 2Пар 13, 11; см Исх 25, 23–30). Вероятно этот обряд весьма древнего происхождения (1Цар 21, 5 слл). Возможно, что это отголосок примитивных религиозных представлений, согласно к-рым божеству надо было предлагать пищу. Для Израиля, Бог к-рого отвергает всякую пищу (Суд 13, 16), эти X. становятся символом *общения между Богом и Его верными; их должны были съедать священники (Лев 24, 5–9).

2. Хлеб Начатков входил в приношения на празднике Седмиц (Лев 23, 17). Слова «приношение возношения» показывают, что этот X. обозначает признание дара Божия, как каждый обряд Зачатков (см Исх 23, 16, 19). Он, естественным образом, достается священнику, представителю Бога (Лев 23, 20; см Иез 44, 30; Числ 18, 13). Царь–священник Мелхиседек также приносит Богу Творцу хлеб и вино в знак признания Его дара (Быт 14, 18 слл).

3. Уже согласно наиболее древним законам при жертвоприношениях должны были употребляться опресноки (Исх 23, 18; 34, 25); они же составляли пищу Израиля во время Весеннего Праздника (23, 15; 34, 18). Квасное исключалось из культовых приношений (Лев 2, 11); возможно, что в нем видели символ испорченности. Во всяком случае, когда земледельческий праздник опресноков соединялся с жертвой *Пасхи, употребление X. без закваски ставилось в связь с Исходом из Египта: это должно было напоминать поспешный уход, не давший времени хлебу взойти (Исх 12, 8, 11, 39). Возможно, что происхождение этого обряда только обычай кочевой жизни, оставленный при оседлой жизни в Ханаане. Позднее к нему прибавилась идея некоего обновления: старая закваска должна исчезнуть (12, 15). Павел пользуется этим образом, чтобы убеждать принявших крещение жить *новою жизнью (1Кор 5, 7 сл.). Употребление X. в богослужении нашло свое *завершение в *Евхаристии: уже умножение хлебов Иисус сопровождал литургическими жестами (Мф 14.>9), а во время Тайной Вечери Он повелел возобновлять это действие, к-рым Он претворил X. в Свое Тело, приносимое в жертву и являющееся таинством единства верных (1Кор 10. 16–22; 11, 23–26).

Пророк Амос, возвещая голод слышания *Слов Господних (Ам 8, 11), сравнивает X. со словом (см Втор 8, 3 по поводу манны). Позднее, говоря о мессианском пире, пророки и мудрецы Израиля упоминают о X., означающем живое Слово Божие (Ис 55, 1 слл), олицетворение Премудрости Божией (Притч 9, 5 сл.; Сир 24, 19–22; см 15, 1 слл). И для Иисуса X. есть символ Слова Божия, к-рым должно питаться ежедневно (Мф 4, 4). На желание вкусить X. в Царстве Божием (Лк 14, 15) Иисус отвечает притчей о званых, в к-рой имеется в виду прежде всего признание Его Божественной личности и принятие Его откр. Сопоставляя рассказ об умножении X. с поучениями Иисуса, Марк может быть хочет показать, что хлебы – это символ Слова Иисуса и одновременно Его Тела, отданного в жертву (Мк 6, 30, 34). У Иоанна Иисус открывает смысл этого чуда, говоря, что Он Сам есть истинный X. (Ин 6, 32–35). Сперва Он говорит о Себе как о Слове, в К-рое надлежит верить (6, 35–47). Это воплотившееся Слово отдает Себя в жертву, и поэтому обращение к вере непременно должно заключать в себе приобщение к этой жертве в таинстве Евхаристии (6, 49–58). X., испрашиваемый ежедневно верующими у Бога, есть насущная пища и дар Божий даже в своей вещественности; по мере того как вера ширится и углубляется, он становится символом Слова Божия и Самой Личности закланного Спасителя, К-рый есть истинный X. небесны X. жизни, живый и животворящий (6, 32, 35, 51).

DS

– > голод и жажда – Евхаристия – жизнь VI 2 – манна – пища – приобщение НЗ – трапеза


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle