под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

УЧИТЬ/НАСТАВЛЯТЬ

В обоих Заветах вера основывается на божественном *откр., носителями к-рого являются пророки в общем смысле этого слова. Но это откр. должно быть познано (*знать) людьми со всеми подробностями и практическими выводами. Поэтому в жизни народа Божия имеет такое значение дело просвещения, к-рое передает в форме обучения познание божественного. Это просвещение состоит прежде всего в *проповеди, возвещающей о божественном *спасении, совершающемся в ходе истории (κήρυγμα); затем оно дает более глубокое его понимание и показывает, как жизнь в созданном Богом *Союзе–Завете осуществляется в условиях жизни Его народа.

ВЗ

В ВЗ эта функция исполняется по–разному, в зависимости от назначения тех, кто его совершает. Но через их всех научает Свой народ Сам Бог.

1. Отец семейства, ответственный за *воспитание своих детей, должен на этом основании передавать им религиозное наследие национального прошлого. Дело идет не о каком–либо углубленном преподавании, но о простом наставлении, заключающем в себе самые главные понятия о вере. Эти нравственные наставления имеют основу в Заповедях *Закона Божия: «Вот Заповеди, постановления и Законы, к-рым повелел Господь, Бог ваш, научить вас… И внушай их детям твоим …» (Втор 6, 7; 11, 19). Это также наставления литургические и исторические, к-рые даются в связи с праздниками Израиля, чтобы объяснять их смысл и напоминать о великих событиях, лежащих в основе этих праздников: пасхальная жертва (Исх 12, 26), обряд опресноков (13, 8) и т. д. вопросы, задаваемые детьми об обычаях и обрядах, предоставляют отцу случай учить их вере Израиля (Втор 6, 20–25). Он же учит их и древним песням, связанным с преданием (Втор 31, 19, 22; 2Цар 1, 18 сл.). Т. обр. религиозное наставление начинается уже в семейном кругу.

2. Священники несут еще большую ответственность в этой области. Имея своей обязанностью исполнение *культа и толкование Закона, они естественно должны были выполнять учительные функции. На горе Синае Моисей получил Закон, чтобы учить ему народ; т. обр. он стал первым учителем во Израиле (Исх 24, 3, 12). Левиты должны были поучать этим Заповедям и толковать их, чтобы они проводились в жизнь (Втор 17, 10 сл.; 33, 10; см 4Цар 15, 3). Эту обязанность добросовестно исполнял и Самуил (1Цар 12, 23). Однако многие священники относились к ней небрежно и этим навлекали на себя укоры пророков (Ос 4, 6; 5, 1; Иер 5, 31; Мал 2, 7). Конкретную обстановку этих поучений не трудно себе представить: они давались во время праздников, справляемых в святилищах, как напр., возобновление Союза в Сихеме (Втор 27, 9 сл.; Ис Нав 24. 1–24); обнародование Закона Ездрой (Неем 8) можно считать вариантом этого праздника. Преподаваемые наставления относились к Закону, к-рый надлежало перечитывать и объяснять (Втор 31. 9–13), и к истории *замысла Божия (см Ис Нав 24). В поучение естественно входит и увещание, дабы народ жил в вере и соблюдал Закон в жизни. Отголосок этой священнической проповеди находится в главах 4–11 Второзакония, где бросается в глаза богатство словаря, относящегося к поучению: «Слушай Израиль (Втор 4, 1; 5, 1); Итак, знай… (4, 39); Ибо спроси… (4, 32); Берегись, чтобы ты не забыл…» (4, 9; 8, 11 сл.). Поистине необходимо было проповедовать слово Божие, чтобы Израиль всегда помнил о нем (Втор 11, 8–21).

3. У пророков – иная миссия. – Провозглашаемое ими слово Божие они не заимствуют из предания, а получают непосредственно от Бога. Провозглашая его они угрожают, *увещают, обещают, *утешают Все это не является вероучением в узком смысле. Тем не менее пророки всегда опираются на вероучительные истины, к-рые предполагаются уже знакомыми (ср Ос 4, 1 сл и Десять Зап.) и из к-рых они черпают свои основные темы. У самих пророков есть ученики (Ис 8, 16; Иер 36, 4), распространяющие их прорицания. И их возвещения присоединяются к традиционному обучению, обогащая его. Т. обр. и сами пророческие поучения принимают традиционную форму. Цепь преемственности идет от пророка к пророку, что специально подчеркивает Иеремия (Иер 28, 8). Явным доказательством этому служит факт, что пророк для выражения приносимой им вести нередко пользуется выражениями, взятыми у предшественников (как делает Иезекииль по отношению к Иеремии), или когда книжники Второзакония включают в свое богословское учение пророческую интерпретацию истории.

4. Мудрецы являются учителями по преимуществу (Екк 12, 9). По отношению к своим *ученикам они выполняют такое же дело воспитания, как и каждый отец по отношению к своим сыновьям (Сир 30, 3; см Притч 3, 21; 4, 1–17, 20…); горе ученикам, ослушавшийся их (5, 12 сл.)! Хотя само по себе учение мудрых кажется основанным на опыте поколений в большей степени, чем на Слове Божием, оно, тем не менее, осваивая содержание Закона и пророческих книг, способствует их общедоступности. Так, питаясь традиционным учением, учитель стремится передать своим «сыновьям» истинную премудрость (Иов 33, 33), познание Ягве и страх перед Ним (Притч 2, 5; Пс 33, 12), словом все религиозное знание, к-рое есть условие счастливой жизни.

Научая беззаконных путям Господним, он приводит нечестивых к обращению (Пс 50, 15). Так учительная деятельность, развивавшаяся в кругах книжников, присоединяется к таковой же деятельности и священников й пророков. В «Доме учения» (Сир 51, 31) учители дают всем хорошее образование (Сир 51, 33 сл.) и этим помогают найти Бога.

1. За всеми этими учителями ч-скими надлежит различить Того, на Кого опирается весь их авторитет – единого истинного Учителя – *Ягве. Он есть вдохновитель Моисея и пророков; Его Слово есть источник предания, к-рое передается и родителями, и священниками, и мудрецами. Именно через них Он учит людей знанию и мудрости, указывая им пути Свои и Закон Свой (Пс 24, 9; 93, 10 слл). Его олицетворенная *Премудрость обращается к людям, чтобы их наставлять (Притч 8, 1–11, 32–36), как это делал пророк или учитель. Через нее люди получают все доброе (Прем 7, 11 слл). Т. обр. каждый набожный Еврей сознавал, что он от юности был наставляем Господом (Пс 70, 17). И он непрестанно молился Ему, прося указывать Свои пути, научить Своим Заповедям, открыть Свою волю (Пс 24, 4; 142, 10; 118, 7, 12 и пассим). Эта открытость сердца божественному учению далеко превосходит теоретическое знание Закона и Св. Писания, она свидетельствует о полном приятии, позволяющем постигать всю глубину Божия благовестил и проводить его в жизнь.

2. Известно, однако, что поведение Израиля по отношению к Богу не всегда отличалось таким послушанием сердца. Члены Народа Божия часто отвращались от Него, не принимая Его уроков, хотя Он учил их неустанно (Иер 32, 33). Этим объясняются наказания Божии, к-рым Бог подвергал Своих неверных учеников для их вразумления. Дабы предотвратить ожесточение сердец, Бог через пророков обещает, что в конце времен Он откроется людям как Учитель в абсолютном смысле (Ис 30. 20 сл.). Он будет влиять на их сокровенную глубину, так что люди познают Закон, не учась ему друг от друга (Иер 31, 33 сл.). Тогда, непосредственно наставленные Господом, они обретут великий мир (Ис 54, 13). И все усилия посланцев Божиих в деле научения обретут силой высшей благодати полную действенность. Так будут услышаны моления псалмопевцев.

НЗ

Учителем в абсолютном смысле слова является только Христос, но Он доверил Свое Слово Апостолам, чтобы они продолжали Его учительную миссию.

На всем протяжении общественной жизни Иисуса учительство является одним из основных аспектов Его деятельности: Он учил в синагогах (Мф 4, 23 п; Ин 6, 59), в храме (Мф 21, 23 п), по случаю праздников (Ин 7, 14), а порой и ежедневно (Мф 26, 55). По форме Его учение не отличалось от формы, принятой израильскими учителями, в среде к-рых Он бывал в юности (Лк 2, 46), к-рые иногда приходили к Нему (Ин 3, 1 сл, 10) или публично задавали Ему вопросы (Мф 22, 16 сл, 36 п). Поэтому Его, как и их, называют «Равви», т. е. Учитель, и Он принимает это имя (Ин 13, 13), хотя и упрекает книжников Своего времени в пристрастии к этому почетному званию, тогда как у людей только один Учитель – Бог (Мф 23, 7 сл.).

2. Однако, если Христос представляется народу как Учитель среди других учителей, Он во многих отношениях отличается от них. Иногда Он говорит и поступает как *пророк. Порою же Он показывает Себя как признанный толкователь Закона, к-рый Он приводит к совершенству (Мф 5, 17). В этой области Он учит с исключительным авторитетом (*власть) (Мф 13, 54 п), в отличие от книжников, всегда готовых прятаться за авторитет древних (Мф 7, 29 и п). Кроме того, Его учение отличается поражающей слушателей новизной (Мк 1, 27; 11, 18), и когда Он возвещает Царство, и когда дает правила жизни, порывая со школярством, типичным для предания, к-рое Он отбрасывает (см Мф 15. 1–9 п), Он хочет преподать истинное Слово Божие и привести людей к его приятию.

3. Тайна этой совершенно новой установки в том, что, в отличие от учений официально уполномоченных учителей, учение Христа не от Него, а от Пославшего Его (Ин 7, 16 сл.). Он говорит только то, чему Его научил Отец (8, 28). Принять Его учение – значит быть послушным Самому Богу. Однако для достижения этого нужно иметь особое расположение сердца, склоняющее к совершению воли Божией (7, 17). Больше того, нужно обладать той особой внутренней *благодатью, к-рая по обещанию пророков делает ч‑ка послушным учению Божию (6, 44 сл.). Здесь мы прикасаемся к тайне борения ч-ской свободы с благодатью: слову Христа Учителя противостоит намеренная слепота тех, кто утверждает, что хорошо видит (см 9, 39 слл).

1. Во время Своей общественной жизни Иисус поручает Своим ученикам временные миссии, к-рые состояли не столько в детальном обучении, сколько в возвещении Благой Вести (*Евангелие Мф 10, 7 п). Только после Его воскресения Апостолы получили от Него определенное повеление, сделавшее их одновременно «проповедниками, апостолами и учителями» (см 2Тим 1, 11): «Итак, идите, научите все народы… уча их соблюдать, что Я повелел вам» (Мф 28, 19 сл.). Для выполнения этой задачи с безграничными перспективами Он обещал им, что им будет послан Дух Св., К-рый их научит всему (Ин 14, 26). Ученики Духа Св., чтобы стать совершенными учениками Христовыми, должны передать людям учение, к-рое исходит не от них, но от Бога. Именно поэтому они могут говорить с таким авторитетом: Сам Господь пребывает с ними до скончания века (Мф 28, 20; Ин 14, 18 сл.).

2. После Пятидесятницы Апостолы стали выполнять эту миссию учительства не от своего имени, но от имени Иисуса (Деян 4, 18; 5, 28), передавая Его деяния и слова и всегда ограждаясь Его авторитетом. Как и Иисус, они учат в храме (5, 21), в синагоге (13, 14), в частных домах (5, 42). Главное содержание этого учения прежде всего – ожидание спасения. Иисус, Мессия и Сын Божий, осуществляет ожидание Израиля. Его смерть и воскресение исполняют Св. Писание; надо обратиться и уверовать в Него, чтобы исполниться Духом Св. и избежать осуждения Божия (см проповедь Петра в Деян). Простое поучение, обращающее людей к вере (см 2, 22–40), дополняется после крещения более глубоким учением, к к-рому первые хр–не проявляют такое усердие (2, 42). Некоторые слушатели со стороны удивляются новизне этого учения (см 17, 19 сл.), евр. власти тревожатся вследствие его успеха и пытаются запретить преподавать его людям, не получившим нормального образования книжников (4, 13;

см 5, 28). Но напрасно: после того как это учение распространилось в Иудее, оно было обращено к широким массам всего греческого мира. Оно отождествляется со *Словом (18, 11), со *свидетельством, с *Евангелием. Оно находит доступ к сердцам, потому что с ним сила Духа Св. (2, 17 слл), чье помазание остается на хр–нах и научает их всему (1Ин 2, 27).

3. И тот же Дух Св. Своими *харизмами (см 1Кор 12, 8, 29) вызывает в Церкви, наряду с Апостолами, других наставников, помогающих им в деле евангелизации: «дидаскалов», катехизаторов, обязанность к-рых закреплять и развивать содержание Евангелия в молодых общинах (Деян 13, 1; Еф 4, 11). В то же время учение систематизировалось, создавалось правило веры (Рим 6, 17). В эпоху пастырских посланий оно приняло уже традиционную форму (1Тим 4, 13, 16; 5, 17; 6, 1 слл). Когда вере начинают угрожать ложные или соблазнительные учения (Рим 16, 17; Еф 4, 14; 1Тим 1, 3; 6, 3; Откр 2, 14 сл, 24), распространяемые лжеучителями (2Тим 4, 3; 2Петр 2, 1), одной из главных забот пастырей становится сохранение и распространение подлинного учения.

AB & PG

– > воспитание – Закон – знать – молоко 3 – мудрость – новый III 1 – Откровение – Параклет 2 – предание – притча – проповедовать – Слово Божие – тайна НЗ II 1 – увещевать – ученик – харизмы II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle