под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

УМИЛОСТИВЛЕНИЕ/ОЧИЩЕНИЕ

Евр. термин киппер (греч ίλάσκεσθαι) в русск. переводе Библии передается иногда словами «очищение, очистить» или «умилостивление, умилостивить». В ВЗ они связаны или с приношениями *жертв «за грех», при к-рых священник «очищает от греха» (Лев 4), или, в частности, с ежегодным праздником 10-го тишри, обычно называемым «днем (или «великим днем») очищения», ритуал к-рого в подробностях описан в кн. Лев. 16.

В НЗ сами эти выражения применяются редко (Рим 3, 25; Евр 2, 17; 1Ин 2, 2; 4, 10), но заключающаяся в них идея встречается часто. Она проходит через все посл. к Евр., где Искупительное дело Христа приравнивается к служению первосвященника в «день очищения». В той или иной степени она проявляется каждый раз, когда о Христе говорится, что Он «умер за грехи наши» (напр., 1Кор 15, 3) или «излил кровь Свою во оставление грехов» (напр., Мф 26, 28).

1. Умилостивление и грех. – У древних «очистить» или «умилостивить» значило сделать предмет, место или лицо «приятными богам, если они прежде были почему–либо неприятны». Т. обр. «очищение» или «умилостивление» предполагает существование какого–либо греха, к-рый необходимо изгладить.

Поскольку этот *грех не является простым материальным осквернением, очиститься от к-рого ч-к может собственными силами, а отождествляется с восстанием против Бога, очищение заглаживает грех тем, что снова соединяет ч‑ка с Богом, «посвящая» его Богу, согласно смыслу обряда окропления *кровию. Поскольку же грех вызывает *гнев Бога, У. отвращает этот гнев и склоняет Бога «к милости». Эта последняя функция, согласно Библии, принадлежит обычно молению, жертва же О. имеет скорее целью «сделать ч‑ка угодным Богу».

2. Умилостивление и ходатайство. – В немногочисленных текстах, где понятия «умилостивления» и «гнева» связываются функционально, речь идет по сути дела о молении: так обстоит дело, напр., при У. Моисеем (Исх 32, 30; ср 32, 11 слл) или Аароном (Числ 17, 11 слл) по истолкованию Прем. 18. 21–25; такой смысл имеет согласно Таргуму и действие Финееса (Пс 105, 30); еще яснее это выражено, когда говорится об «Отроке Ягве», значение к-рого как ходатая упоминается четыре раза (Таргум на Ис 53, 4, 7, 11 сл.).

В посл. к Евр. Христос, входящий «в самое небо» для подлинного исполнения Своего *священства, определяемого как «ходатайство» (Евр 7, 25; 9, 24), может быть уподоблен первосвященнику, проникающему за завесу для выполнения важнейшего в жертвоприношениях обряда – кропления кровью крышки ковчега. Т. обр. сама смерть Христа представлена как великое «моление» (Евр 5, 7).

Такое толкование подчеркивало, во всяком случае, что У. не может быть подлинным и ценным без соответствующего внутреннего расположения у того, кто его приносит. Оно прежде всего – духовный акт; внешний знак его выражает, но не заменяет. Оно исключает также всякое притязание ч‑ка принудить Бога быть к нему милостивым. Кн. Премудрости говорит о ходатайстве Аароновом, дабы подчеркнуть, что моление заключалось в напоминании Богу о Его обетованиях (18, 22). Следовательно, такая молитва является по существу проявлением веры в *верность Божию. В этом смысле У. направлено не к тому, чтобы изменить расположения Божии – как это может показаться в глазах ч-ских – а к тому, чтобы расположить ч‑ка к принятию дара Божия.

3. Умилостивление и прощение. – Поэтому в религиозном сознании Иудеев «день очищения» был в еще большей степени «днем прощений». И когда Иоанн, указывая на небесное ходатайство Христа перед Отцом (1Ин 2, 2) или же на дело, совершенное Им на земле Своей смертью и воскресением (4, 10), дважды говорит, что Христос является – или сделан Отцом – «ίλασμόν за грехи наши», это выражение имеет вероятно тот же самый смысл, как и в греч. переводе ВЗ (напр., Пс 129, 4; ему соответствует в богослужении латинское слово propitiatio): Христом и во Христе Отец осуществляет замысел Своей вечной любви (1Ин 4, 8), являя Себя «милостивым», т. е. «прощая» людей *прощением действенным, поистине уничтожающим грех, «очищающим» ч‑ка, сообщающим ему жизнь Самого Бога (4, 9).

SL

– > Агнец Божий I – возложение рук ВЗ – грех III 3 – жертва – Искупление – кровь – мученик 1 – наказания 3 – покаяние ВЗ I 2, III 1 – пост 2 – прощение II 2 – священство ВЗ II 1 – служитель Божий – страдание ВЗ III – чаша 3 – чистый ВЗ I 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle