под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

В Евангелиях Иисус называет Себя обыкновенно Сыном Ч-ческим. Это таинственное выражение указывает на самый трансцендентный аспект Его лица, в то же время как бы прикрывая Его. Чтобы понять все значение выражения «Сын Ч-ческий», нужно ознакомиться с употреблением его в иудаизме.

ВЗ

Евр. и арамейское выражение «сын ч-ский» (бен- адам, бар–енаш) встречается очень часто как синоним «*ч‑ка» (см Пс 79, 18). Оно означает члена ч-ского рода («*сын ч-ства»). Думая о том, кто считается и называется отцом всего рода ч-ческого, можно было бы сказать «сын *Адама». Употребление этого выражения подчеркивает преходящесть ч‑ка (Ис 51, 12; Иов 25, 6), незначительность его перед Богом (Пс 10, 4), иногда его греховное состояние (Пс 13, 2 сл.; 30, 20), влекущее за собой смерть (Пс 88, 48; 89, 1). Когда Ягве обращается с призывом «сын ч-ческий» к Иезекиилю (Иез 2, 1, 3 и т. д.), простертому в безмолвном поклонении перед славой Божией, обращение это указывает на расстояние между ч-ком и Богом и напоминает пророку, что он смертен. Тем более удивительна доброта Бога к «сынам Адамовым». Он умножает для них Свои чудные дела (Пс 106, 8) «и радость Его Премудрости была с ними» (Притч 8, 31). Находят удивительным, что Бог поставил столь слабое существо царем всего творения: «Что есть ч-к, что Ты помнишь его, и сын ч-ческий, что Ты посещаешь его?» (Пс 8, 5; см Быт 1). В этом вся антропология ВЗ: ч-к перед Богом как легкое дуновение, а между тем Бог осыпал его дарами Своими.

1. Книга Даниила. – Чтобы представить конкретно последовательность ч-ческих царств, к-рые рухнут и уступят место *Царствию Божию, апокалипсис Даниила (Дан 7) пользуется поразительными образами. Царства – *Звери, выходящие из моря. У них отнимается их власть, когда они предстают перед судом Бога, представленного в образе «Ветхого днями». Тогда грядет «с *облаками небесными, как бы Сын Ч-ский». Он подходит к Судье «Ветхому днями» и получает власть, славу и царство, владычество вечное (7, 13 сл.). Происхождение этой концепции неясно. «Сын Ч-ский», о к-ром говорится в! псалмах и у Иезекииля, не в достаточной мере ее объясняют. Нек–рые экзегеты проводят параллель с иранским мифом о первозданном ч-ке, к-рый возвращается как спаситель в конце времен. Быть может, следует вспомнить и истоки традиций о воплощенной Премудрости Божией или же *Адама 1-ой главы Кн. Бытия и 8-го псалма, Адама, созданного по образу Божию, немногим меньше Бога.

У Дан. С. Ч. и Звери противостоят друг другу как начала – Божие и диавольское. В истолковании, к-рое следует за видением, Царство будет дано «народу *Святых Всевышнего» (7, 18, 22, 27); из этого следует, что С. Ч. представляет этот народ, разумеется не в Своем положении преследуемого (7, 25), но в Своей конечной славе. Звери же представляют как царства, так и возглавителей царств. Поэтому нельзя вполне исключить предположения, что здесь имеется указание на вождя св. народа, к-рому будет дано владычество и соучастие в Царстве Божием. Во всяком случае свойства С. Ч. превосходят свойства Мессии, сына Давидова: весь контекст делает его причастным к миру божественному и подчеркивает его трансцендентность.

2. Иудейская традиция. – Более поздняя, чем кн. Даниила, иудейская апокалиптика пользовалась символом С. Ч., но толковала его строго индивидуально, подчеркивая его трансцендентные свойства. В притчах Еноха (в позднейшей части книги) С. Ч. – таинственное существо. Он пребывает у Бога, Он – носитель правды, открывающий блага спасения, сохраняемые для конца времен. Тогда Он воссядет на своем престоле славы как верховный судия, спаситель и отмститель за праведников, к-рые будут жить с Ним после своего воскресения. Иногда ему приписывают черты царственного *Мессии и *Раба–Отрока Ягве (Он – избранник, приносящий правду, см Ис 42, 1), но нет и речи о его страданиях и о его земном происхождении. Дата притч Еноха спорна, но притчи эти представляют собой доктринальное толкование, по всей вероятности принятое нек–рыми иудейскими кругами до времени проповеди Иисуса. Истолкование Даниила (Дан 7) оказало, впрочем, влияние на четвертую кн. Ездры и на раввинистическую литературу. Вера в этого небесного Спасителя, явление К-рого близко, подготовляет евангельское употребление выражения С. Ч.

НЗ

В Евангелиях выражение «С. Ч.» (перевод с арамейского) встречается семьдесят раз. Оно иногда лишь заменяет личное местоимение «я» (см Мф 5, 11; Лк 6, 22; Мф 16, 13–21 и Мк 8, 27–31). Возглас первомученика Стефана, увидевшего «Сына Ч-ского, стоящего одесную Бога» (Деян 7, 56), может быть означает, что это воззрение было живо в нек–рых кругах первохр–ской Церкви. Но их влиянием нельзя объяснить все случаи употребления выражения «С. Ч.» в Евангелиях. То, что оно встречается лишь в устах Иисуса, указывает, что оно было сохранено, как одно из характерных для Него выражений, тогда как, после воскресения Христова, хр–не предпочитали называть Его другими именами, более соответствующими их вере. Сам Иисус в нек–рых случаях отождествляет Себя определенно с С. Ч. (Мф 16, 27; 24, 30 п). В других же местах ясно, что Он говорит именно о Самом Себе (8, 20 п; 11, 19; 16, 13; Ин 3, 13 сл.; 12, 34). Возможно, что Он выбрал это выражение вследствие его двойного значения: допуская общепринятый смысл («Я, человек»), оно заключало в себе также намек на иудейскую апокалиптику.

1. Синоптики

а) Эсхатологические образы Иисуса связаны с апокалиптической традицией: С. Ч. грядет на облаках небесных (Мф 24, 30 п), сядет на престоле славы (19, 28), будет судить всех людей (16, 27 п); Сам Иисус, когда Его судили, на вопрос Первосвященника, Он ли «Христос, Сын Благословенного», отвечает, отождествляя Себя с С. Ч., сидящим одесную Бога (Пс 109, 1) и грядущим на облаках небесных (см Дан 7, 13; Мф 26, 64 п). За это утверждение Он осужден как богохульник. На самом деле, устраняя всякую идею о земном *Мессии, Иисус явил Свою трансцендентность. Название С. Ч. по своему прошлому употреблению подходило к такому откровению.

б) С другой стороны, Иисус придал названию С. Ч. также содержание, не предусмотренное прямо апокалиптической традицией. Он пришел осуществить в Своей земной жизни призвание *Раба- Отрока Ягве, отвергнутого и убитого, чтобы в конце концов быть прославленным и спасти многих. Он должен подвергнуться этой судьбе в качестве С. Ч. (Мк 8, 31 п; Мф 17, 9 п, 22 сл п; 20, 18 п; 26, 2, 24 п, 45 п). Пред тем как явиться во славе в последний День, С. Ч. вел земное существование, где слава Его была скрыта унижениями и страданиями, подобно тому, как в кн. Даниила славе Святых Всевышнего предшествовали преследования. Итак, для общего определения Своего служения Иисус предпочел имя С. Ч. имени Мессии (см Мк 8, 29 слл), к-рое было слишком связано с земными упованиями иудеев.

Живя в условиях социальной приниженности, скрывавшей Его божественное Лицо (см Мф 8, 20 п; 11, 19), чем можно, в известной мере, извинить богохульства, относящиеся к Нему (Мф 12, 32 п), Иисус тем не менее начинает проявлять в некоторых случаях власть С. Ч.: власть отпущения *грехов (Мф 9, 6), господство над *субботой (Мф 12, 8 п), возвещение Слова Божия (Мф 13, 37). Это проявление Его тайного достоинства возвещает до некоторой степени величие последнего *Дня.

2. Четвертое Евангелие. – Тексты Ин. о С. Ч. вновь передают по–своему все аспекты этой темы, встре–чающиеся у Синоптиков. Образ славы: в качестве С. Ч. *Сын Божий в последний День проявит «власть производить суд» (5, 26–29). Тогда увидят ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Нему (1, 51), и это конечное прославление покажет Его небесное происхождение (3, 13), потому что увидят «Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде» (6, 62). Но до того С. Ч-му должно пройти через состояние униженности, так что людям трудно будет узнать Его, дабы поверить в Него (9, 35). Чтобы они могли «есть Плоть С. Ч. и пить Кровь Его» (6, 53), следует, чтобы Плоть Его была отдана в жертву за жизнь мира (см 6, 51). Между тем, в перспективе Ап. Ин. вознесение Иисуса на крест ассоциируется с вознесением С. Ч. на небо: «должно быть вознесену С. Ч.» (3, 14 сл.; 12, 34). Парадоксальным образом в этом вознесении на Крест – Его прославление (12, 23; 13, 31), и через это вознесение совершается полное откровение тайны Его: «Тогда узнаете, что это Я» (8, 28). Понятно, что в предварении этой конечной славы С. Ч. уже осуществляет некоторые виды Своей власти, а именно: власть суда и власть оживления (5, 21 сл, 25 слл) даром Плоти Своей (6, 53), пищи к-рую Он один может дать, «ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (6, 27).

В остальных писаниях НЗ очень редко встречается выражение С. Ч., за исключением нескольких стихов Откр. Ин. Первомученик Стефан видит Иисуса во славе, одесную Бога (см Пс 109, 1), как С. Ч. (Деян 7, 55 сл.); Его же видит и тайнозритель Откр. (1, 12–16), провидя Второе Пришествие для эсхатологической *жатвы (14, 14 слл). Возможно, что Павел имеет в виду С. Ч., когда он описывает Иисуса как небесного *Адама, образ К-рого будут носить воскрешенные люди (1Кор 15, 45–49). Наконец, в посл. к Евр. к Иисусу применяются слова псалмопевца (Пс 8, 5 слл), и Он представлен как Ч-к, С. Ч., униженный прежде, чем быть призванным к славе (Евр 2, 5–9). Отныне хр–ское мышление устанавливает связь между «Сыном Адама» псалмов, С. Ч. Апостолов и «Новым Адамом» Павла. В качестве Сына Адама Иисус разделял наше состояние унижения и страдания. Но, так как с этого времени Он – С. Ч., сошедший с небес, призванный возвратиться для *суда, то страдания и смерть приводят Его к славе Воскресения как Нового Адама, Главу возрожденного ч-чества.

В Нем находят завершение два контрастные образа Адама (Быт. Гл. 1 и 3). И когда Он явится в последний День, мы изумимся тому, что уже встречали Его, таинственно скрытым в образе меньшего из Его нищих *братьев (Мф 25, 31 слл).

JDe

– > Адам I 2 б, II – Господь – День Господень НЗ Ι 1 – замысел Божий НЗ I 2 – Иисус Христос I 3, II 2 б – Мессия ВЗ II 3, НЗ I 2, II 2 – небо V 2, 4 – облако 4 – победа ВЗ 3 а – посредник I 2 – страдание НЗ II – суд ВЗ 2, НЗ I – Сын Божий НЗ I 1 – царство ВЗ III, НЗ III 1 – человек


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle