под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ВДОВЫ

В своем одиночестве (Вар 4, 12–16) В. представляет типичный случай несчастья (Ис 47, 9). Ее одежда (Быт 38, 14; Иф 10, 3) выражает двойную скорбь: у нее нет надежды на *чадородие, если она не выйдет снова замуж; она беззащитна.

1. Помощь вдовам. – Ей оказывается особое покровительство Законом, как и сироте и чужеземцу (Исх 22, 21–23; Втор 14, 28, 29; 24, 17–22), и Богом (Втор 10. 17 сл.), К-рый внимает ее жалобам (Сир 35, 14 сл.), берет на Себя ее защиту (Пс 67, 6; 145, 9) и отмщение за нее (Пс 93, 6–10). Горе тому, кто злоупотребляет ее слабостью (Ис 10, 2; Мк 12, 40 п). Иисус, как и Илия, возвращает В. ее единственного сына (Лк 7, 11–15; 3Цар 17, 17–24) и поручает Матерь Свою Марию возлюбленному ученику (Ин 19, 26 сл.). В первоначальной Церкви для В. было организовано ежедневное обслуживание (Деян 6, 1). Если В. совсем одиноки (1Тим 5, 16; ср Деян 9, 36–39), община должна взять их на свое попечение, как того требует истинное благочестие (Иак 1, 27; ср Втор 26, 12 сл.; Иов 31, 16).

2. Признание положительного значения вдовства. – На исходе ВЗ появляется особое уважение к вдовству, принятому навсегда Иудифью (Иф 8, 4–8; 16, 22) и пророчицей Анной (Лк 2, 36 сл.), посвятивших себя Богу в молитве и покаянии. В Иудифи поразителен контраст между естественной слабостью и *силой Божией, укрепляющей ее.

Ап. Павел допускает новый брак для вдов (1Кор 7, 5, 39), а для молодых вдов даже его желает (1Тим 5, 13–15), но выражает предпочтение сохранению вдовства (1Кор 7, 8) и видит в нем провиденциальное указание на отказ от замужества (7, 17, 24), ибо, как и *девство, вдовство может стать идеалом духовной жизни, открывающим душу действию Божию и освобождающим от всего постороннего для служения Ему (7, 34).

3. Особое учреждение для вдов. – В Церкви все В. должны быть безупречны (1Тим 5, 7, 14). Нек–рые же из них, действительно одинокие, свободные от всяких семейных обязанностей и отрешившиеся от всякой суеты, пребывают в молитве (5, 5 сл.). Возможно также принятие на себя формального обязательства [по–греч πίστις означает: вера и обязательство; второе значение более соответствует данному тексту (прим пер.)] сохранять целомудренное вдовство на всю жизнь (5, 12). Эти В. должны быть т. н. канонического возраста – не менее шестидесяти лет и единобрачны (5, 9). По–видимому эта группа выполняла дела милосердия, поскольку от ее членов требовалось доказательство жертвенности, проявленной в прошлом (5, 10).

Идеал, предлагаемый В. на последнем этапе их жизни, заключается т. обр. в молитве, целомудрии и любви.

PS

– > брак ВЗ II 1, НЗ II – девство ВЗ 2 – женщина ВЗ 3, НЗ 1, 3 – одиночество I 1 – плодовитость II 2 – пост 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle