под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СТАРОСТЬ

Долголетия желает тот, кто счастливо живет среди своего достояния. Однако, хотя С. бывает богата опытом и мудростью, она может быть в тягость несчастному, «изнемогающему в силах» и «потерявшему терпение» (Сир 41, 3 сл.). Так, понятие С. может иметь разный смысл: она представляется то как путь упадка, ведущий к смерти, то как приближение к вечному счастью.

1. Долголетие и приближение смерти. – *Жизнь есть дар Божий, хотя ей всегда угрожает *смерть. Поэтому и желательна долгая жизнь. Обещанная тем, кто почитает своих родителей (Исх 20, 12), она – венец славы для праведника (Притч 10, 27; 16, 31), к-рый обретает радость увидеть детей своих детей (Притч 17, 6). Подобно Аврааму, пресыщенному днями (Быт 25, 8), праведник после счастливой и цветущей С. (Пс 91, 13 слл) умирает в спокойствии, в сознании полноты прожитой жизни (Быт 15, 15; Тов 14, 11; Сир 44, 13). Но бывает также, что смерть оказывается избавлением (Сир 41, 3 сл.), когда старик чувствует, что оскудели силы его (Пс 70, 9; Екк 12, 5) и что не знает он вкуса ни в чем (2Цар 19, 35).

2. Долгий опыт и преуспеяние в мудрости. – У всех народов пользовались авторитетом преклонный возраст и связанный с ним опыт. И в Библии старейшины стоят во главе общин (Исх 3, 16; 18, 12; 2Цар 5, 3; Езд 6, 7; Деян 11, 30; 15, 4). Несмотря на то, что старики бывают развращенными и возмутительно несправедливыми (Сир 25, 4; Дан 13, 5), седины заслуживают уважения (Лев 19, 32; 1Тим 5, 1 сл.), и дети должны приходить на помощь своим престарелым родителям (Сир 3, 12). Благодаря своей *мудрости (Сир 25, 6 сл.) и как свидетель предания, старец может говорить с авторитетом, соблюдая, однако, надлежащую скромность (Сир 32, 1 сл.; 42, 8). В самом деле, старикам грозит опасность затвориться от всего нового, вместо того чтобы оставаться открытыми истине. Эта ложная верность преданию (Мф 15, 2–6) привела старейшин народа в ряды врагов Христа, насмехавшихся над Распятым на кресте (27, 1, 41). Итак, преклонного возраста недостаточно, чтобы старец был достоен почестей, к-рые ему оказывают. Более того, мудрость может быть уделом юности (Пс 118, 100; Прем 4, 8 сл, 16) и, чтобы войти в Царство, должно, как дитя, принять его (Мк 10, 15). Хр–не пожилого возраста должны следовать советам престарелого Павла (Флм 9) и сиять добродетелями (Тит 2, 2–5).

Наконец, С. – символ вечности. Предвечный явился Даниилу в образе Ветхого днями (Дан 7, 9), и в Откр. Ин. двадцать четыре Старца символизируют окружение Бога, вечно воспевающее Славу Его (4, 4; 5, 14…),

MFL

– > болезнь ВЗ I 1 – дитя 0 – друг 1 – жизнь II 1 – мудрость ВЗ II 1, 2 – новый III 3 б – предание ВЗ II, НЗ I 1 – смерть – человек


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle