под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

БРАК

ВЗ

Оба повествования о сотворении мира заканчиваются эпизодом, обосновывающим установление брака. В ягвистском повествовании (Быт 2) Божиему намерению дается следующее выражение: «Не хорошо быть ч-ку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (2, 18). Будучи выше всех животных (2, 19 сл.), ч-к может найти такую помощницу только в той, к-рая «кость от костей его и плоть от плоти его» (2, 21 слл). Бог создал ее для него; вот почему оставит ч-к отца и мать своих и прилепится к ней любовью, и будут «одна плоть» (2, 24). Т. обр. *половое начало находит смысл, выражая единение в плоти двух существ, к-рых Бог призывает помогать друг другу во взаимной любви. При первобытной целостности это начало свободно от всякого ощущения стыда (2, 25), но вследствии греха оно дает повод к смущению (3, 7) и отныне жизнь ч-ской четы будет подвержена страданию, а также искушениям похоти и стремления к господству (3, 16). Однако, для «матери живущих» (3, 20) чадородие (*плодовитость) будет постоянным благодеянием Божиим (4, 1, 25 сл.). В священнич. повествовании (1) драматических элементов не так много. Ч-к, сотворенный по образу Божию, чтобы господствовать над землей и населять ее, представляет собою в действительности чету (1, 26 сл.). Чадородие здесь является самой целью полового начала, к-рое «весьма хорошо», как и все творение (1, 31). Так утверждается божественный идеал Б. до того, как род ч-ский развратился грехом.

Когда Бог приступает к воспитанию Своего народа, даруя ему *Закон, брак уже перестал быть на уровне этого первоначального идеала. Оттого бывает, что в жизненной практике Закон частично приспособляет свои требования в ч-скому жестокосердию (Мф 19, 8). Чадородие рассматривается как основная ценность, к-рой подчинено все остальное. Но обеспечивающее его брачное установление содержит также следы древних обычаев, весьма далеких от того, что указано как прототип Б. в Быт. 1–2.

1. Супружеская любовь и социальное принуждение. – В древних текстах сильно сказались те настроения, к-рые подчиняют личное благо общинному, налагающему свои законы и требования. Родители женят своих детей, не спрашивая их согласия (Быт 24, 2 слл; 29, 23; Тов 6, 13). Социальная группа не допускает нек–рых браков между родственниками (Лев 18, 6–19) или с иноплеменниками (Втор 7, 1–4; Езд 9). Нек–рые брачные союзы определены потребностью продолжить род, напр., когда бездетная вдова вступает в новый брак с ближайшим родственником мужа (левират: Втор 25, 5–10; Быт 38. 7 слл; Руф 2, 20). Но вопреки всему, под этой видимостью принуждения, непосредственность любви остается вполне живой. Иногда предписанный Б. совпадает с сердечным влечением (Быт 24, 62–67; Руф 3, 10); бывает также, что мужчина и женщина соединяются потому, что они избрали друг друга (Быт 29, 15–20; 1Цар 18, 20–26; 25, 40 слл), в нек–рых случаях вопреки воле родителей (Быт 26, 34 слл; Суд 14, 1–10). Встречаются семьи, связанные глубокой любовью (1Цар 1, 8), примеры верности, добровольно продолжающейся и по смерти (Иф 16, 22). Несмотря на вено, уплачиваемое семье жены (Быт 34, 12; Исх 22, 15 сл.), несмотря на звание хозяина или собственника, к-рое дается мужу (ваал), женщина – не просто товар, покупаемый и продаваемый. Она способна принимать ответственные решения и от нее во многом зависит, будет ли брак удачным и какова будет репутация ее мужа (Притч 31, 10–31). Любовь двух свободных существ изображается и в Песне Песней в страстном непосредственном диалоге; даже если эту книгу понимать аллегорически, как изображающую любовь между Богом и Его народом, ее слова и образы в те времена были словами и образами ч-ской любви (ср Песн 1, 12–17; 6, 4–8, 4).

2. Многобрачие и единобрачие. – Забота о создании мощного рода вызывает желание иметь очень много детей (ср Суд 8, 30; 12, 8; 4Цар 10, 1), что естественно ведет к распространению многоженства. Ягвистский автор, идеалом к-рого остается единоженство (Быт 2, 18–24), обличает этот обычай, приписывая его происхождение почину жестокого Ламеха (4, 19). Тем не менее на протяжении всей Библ. встречается обычай иметь двух жен (1Цар 1, 2; ср Втор 21, 15) или брать наложниц и жен–рабынь (Быт 16, 2; 30, 3; Исх 21, 7–11; Суд 19, 1; Втор 21, 10–14). Цари заключают много браков по любви (2Цар 11, 2 слл) или из политических соображений (3Цар 3, 1); так появляются обширные гаремы (3Цар 11, 3; 2Пар 13, 21), в к-рых подлинная любовь уже невозможна (ср Есф 2, 12–17).

Но и привязанность к одной единственной женщине встречается нередко, начиная с Исаака (Быт 25, 19–28) и Иосифа (Быт 41, 50) и вплоть до Иудифи (Иф 8, 2–8) и обоих Товиев (Тов 11, 5–15), включая Иезекииля (Иез 24, 15–18) и Иова (Иов 2, 9 сл.). Кн. Мудр. упоминают и о радостях, и о трудностях единобрачия (Притч 5, 15–20; 18, 22; 19, 13; Екк 9, 9; Сир 25, 13–26, 18), а в Песни Песней любовь между двумя супругами, конечно, безраздельна. Все это указывает на несомненную эволюцию нравов. Ко времени НЗ единобрачие становится почти всеобщим правилом евр. Б.

3. Прочность брака и супружеская верность. – В том же желании иметь потомство мог корениться обычай отсылать бездетную (*бесплодие) жену; но многоженство давало возможность разрешить эту проблему иначе (Быт 16). Устанавливая определенные правила для развода, Закон не уточняет, что именно «противное» в жене может позволить мужчине ее отвергнуть (Втор 24, 1 сл.). Однако после плена Мудр. воспевают верность «жене юности» (Притч 5, 15–19) и хвалят прочный Б. (Сир 36, 25 слл). Сближая брачный договор (берит) с *союзом (берит) между Ягве и Израилем, Малахия даже утверждает, что Бог ненавидит отвержение жены мужем (Мал 2, 14 слл). Несмотря на это приближение к более строгому идеалу, иудаизм времен НЗ допускает еще возможность развода и книжники рассуждают о причинах, дающих право на него (ср Мф 19, 3). Что же касается супружеской верности, то обычай (Быт 38, 24), впоследствии подтвержденный писанным Законом (Втор 22, 22; Лев 20, 10), наказывал смертью прелюбодейную жену, а равно и соучастника ее преступления. Но этот запрет прелюбодеяния (Исх 20, 14) имел целью в первую очередь ограждение прав мужа, т. к. формально ничто не запрещало мужчине иметь связь со свободными женщинами или с проститутками: при многоженстве на такие явления смотрели довольно снисходительно. Но по мере развития тенденции к моногамии наблюдается прогресс в следующем пункте: прелюбодеяние запрещается также и для мужчины (Иов 31, 9; Сир 9, 5, 8, 9; 41, 22 слл). Оно строго осуждается пророками (Иез 18, 6), даже когда виновным оказывается сам царь Давид (2Цар 12). К тому же Мудр. предупреждают молодых людей от прельщения падшими женщинами (Притч 5, 1–6; 7, 6–27; Сир 26, 9–12), стремясь подготовить их к супружеской верности.

4. Религиозный идеал брака. – Хотя Б. и представляется прежде всего делом гражданского права, и древние тексты не упоминают по этому поводу ни о каком религ. обряде, Израильтянин все же знает отлично, что в выборе супруги его ведет Бог (Быт 24, 42–52) и что Бог подтверждает именем Завета те правила, к-рые при Б. должны соблюдаться (см напр., Лев 18). Святость Б. закреплена в десяти заповедях, представляющих собою основной закон Израиля (Исх 20, 14; ср Притч 2, 17). После плена кн. Товита дает высоко–духовную картину семейного очага, подготовленного Богом (Тов 3, 16), основанного на вере и молитве (7, 11; 8, 4–9), согласно примеру, начертанному еще в Бытии (8, 6; ср Быт 2, 18) и сохраненному благодаря повседневной верности Закону (14, 8–13). Достигнув этого уровня, библ. идеал Б. перерастает несовершенства, к-рые были временно утверждены Моисеевым Законом.

НЗ

Представление о Б. в НЗ определяется парадоксальностью в самой жизни Иисуса: «рожденный от женщины» (Гал 4, 4; ср Лк 11, 27), Он Своей жизнью в Назарете (Лк 2, 51 сл.) освящает семью такой, какой она была подготовлена всем ВЗ. Но, рожденный от Матери–Девы, Сам живущий девственником, Он свидетельствует об иной, высшей ценности Б.

1. Новый Закон. – Восходя далее Закона Моисеева и прямо ссылаясь на замысел Творца, согласно Бытию, Иисус утверждает абсолютность Б. и его нерасторжимость (Мф 19, 1–9): мужчину и женщину соединяет Сам Бог, дающий их свободному выбору такое освящение, к-рое превосходит их самих. Перед Ним они – «одна *плоть»; поэтому отвержение жены, допускавшееся ввиду ч-ского «жестокосердия», должно быть исключено в Царстве Божием, в к-ром Нир возвращается к своему первоначальному совершенству. Изъятие из этого правила «случая блуда» (Мф 19, 9) не означает, по всей вероятности, оправдания развода (ср Мк 10, 11 сл.; Лк 16, 18; 1Кор 7, 10 сл.); оно касается, вероятно, отпущения незаконной жены или такого разделения, после к-рого не может быть нового брака. Отсюда испуг учеников перед строгостью нового Закона: «Если так надлежит поступать ч-ку с женой, лучше не жениться» (Мф 19, 10).

Эта принципиальная требовательность не исключает милосердия к грешным людям. Несколько раз Иисус встречается с прелюбодейцами или с людьми, неверными идеалу любви (Лк 7, 37; Ин 4, 18; 8, 3 слл; ср Мф 21, 31 сл.). Он их принимает не для того, чтобы одобрить их поведение, но чтобы обратить их и даровать им *прощение, подтверждающее ценность нарушенного идеала (Ин 8, 11).

2. Таинство брака. – Иисус не ограничивается тем, что снова возводит брачное установление к первоначальному совершенству, к-рое было в нем затемнено ч-ским грехом. Он также дает ему новую основу, от к-рой и проистекает его религ. значение в Царстве Божием. И Сам Он становится Женихом Церкви, заключая Новый Союз–Завет в Своей Крови (Мф 26, 28). Оттого и для христиан, становящихся после крещения храмами Св. Духа (1Кор 6, 19), Б. является «тайной великой применительно ко Христу и к Церкви» (Еф 5, 32). Подчинение Церкви Христу и искупительная любовь Христа к Церкви, к-рую Он спас, предав Себя за нее, составляют поэтому живое правило, к-рому супруги должны следовать; и они будут на это способны, потому что благодать искупления распространяется на самую их любовь, указывая ее идеал (5, 21–33). *Половое начало, нормальным требованиям к-рого следует с должным благоразумием дать правильную оценку (1Кор 7, 1–6), отныне включено в священную реальность, к-рой оно преображается.

«Не хорошо быть человеку одному», сказано в Бытии (2, 18). В Царстве Божием, устанавливаемом Христом, выявляется новый идеал. Будут люди, к-рые для Царства Небесного «оскопят самих себя» (Мф 19, 11 сл.). Это парадокс христианской *девственности. Между ВЗ-ным временем, когда *чадородие было первой обязанностью в целях продолжения народа Божия, и Парусией, когда Б. будет упразднен (Мф 22, 30 п), в Церкви сосуществуют два образа жизни: брачный, преображаемый тайною Христа и Церкви, и освященный – безбрачный, к-рый ап. Павлом считается за лучший (1Кор 7, 8; 25–28). Речь не о том, чтобы презирать брак (ср 7, 1), но о том, чтобы переживать во всей ее полноте ту брачную тайну, к к-рой хр-н причастен уже своим крещением (2Кор 11, 2): безраздельно прилепляясь к Господу, чтобы угождать Ему Одному (1Кор 7, 32–35), ч-ская личность свидетельствует о том, что образ нынешнего мира, с к-рым связано установление Б., идет к концу (7, 31). Под этим углом зрения Павел, конечно, желает, чтобы «имеющие жен» были «как не имеющие» (7, 29) и чтобы *вдовы не вступали снова в Б. Но в конечном счете все зависит от Господа: призвания в *Теле Христовом различны и дополняют друг друга. В этой области, как и в других, «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (7, 7; ср Мф 19, 11).

CW

– > Адам II 2 – бесплодие – вдовы 2 – девство – друг 3 – единство I, III – женщина/жена ВЗ 2, НЗ 2 – половая жизнь – Мария II 4 – обрезание ВЗ 1 – одежда I 1 – плоть I 2 – прелюбодеяние 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle