под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

РАЙ

Русским словом рай переводится греч. слово παράδεισος, происходящее от персидского pardès, что значит сад. У LXX слово παράδεισος иногда означает просто сад (Екк 2, 5; Песн 4, 12), а иногда имеет религиозное значение, о к-ром здесь и будет речь.

1. Сад Божий. – В религиях Среднего Востока представление о жизни богов заимствовало образы из жизни сильных мира сего: боги живут, наслаждаясь в дворцах, окруженных садами, где протекает «*вода жизни», где среди других чудесных *деревьев растет «древо жизни», чьи плоды питают бессмертных. На земле их *храмы, окруженные священными садами, подражают этому первообразу. Эти образы, очищенные от их политеистического содержания, нашли применение в Библии: Бог – в условно антропоморфическом представлении – изображается «ходящим в раю во время прохлады дня» (Быт 3, 8). Этот сад Господень и его деревья вошли даже в поговорку (Быт 13, 10; Иез 31, 8 сл,16 слл).

2. От рая потерянного к раю вновь обретенному

а) Потерянный рай. – При изложении хода свящ. истории, чтобы представить условия, в к-рых Бог сотворил ч‑ка, и назначение, для к-рого Он поселил его на земле, применяются образы того же порядка. Бог насадил для ч‑ка Р. в Едеме (Быт 2, 8 слл; см Иез 28, 13). Жизнь в этом саду связана с *трудом (2, 15) и сохраняет в то же время черты идеального счастья, к-рое во многом напоминает классические описания золотого века: близость к Богу, свободное пользование плодами сада, господство над животными (2, 19 сл.), гармоничное единение первозданной четы (2, 18, 23 сл.), невинность, не ведающая чувства *стыда (2, 25), отсутствие смерти, к-рая войдет в мир земной лишь как следствие *греха (см 3, 19). Однако в этом первозданном Р. важную роль играет *испытание ч‑ка: Бог посадил там древо познания, там же змей искушал Еву. Несмотря на это едемское счастье, подчеркивается «по контрасту горестный опыт нашего нынешнего состояния, являющегося плодом ч-ского *греха и связанного т. обр. с темой потерянного Р. (3, 23).

б) Обещание рая. – Мечта, к-рую ч-к носит в своей душе, следовательно, не обманчива. Она соответствует его исконному *призванию. Но она осталась бы навеки неосуществленной (см Быт 3, 23), если бы по предначертанию Провидения весь ход свящ. истории не имел своей целью и смыслом вернуть ч‑ка к его первоначальному состоянию. Поэтому, переходя из ВЗ в НЗ, тема вновь обретенного Р. с ее разнообразными вариациями проходит через эсхатологические пророчества, переплетаясь с пророчествами о новой святой *земле и новом *сотворении. Грехи народа Божия превратили его жизнь на земле в пребывание в месте разоренном и пустом (Иер 4, 23), но в последние времена Бог претворит это место в едемский сад (Иез 36, 35; Ис 51, 3). В этом новом Р. поток *воды живой будет течь из *храма, где будет пребывать Господь. По берегам будут расти чудесные *деревья, доставляющие новому *народу *пищу и врачевание (Иез 47, 12). Т. обр. дорога к древу жизни вновь откроется людям (Откр 2, 7; 22, 2, в противоположность Быт 3, 24). Райская жизнь, восстановленная в конце свящ. истории, будет обладать чертами, сходными с первозданным Едемом и даже превзойдет ее в нек–рых отношениях: чудесное *плодородие природы (Ос 2, 23 сл.; Ам 9, 13; Иер 31, 23–26; Иоил 4, 18), всеобщий *мир не только среди людей (Ис 2, 4), но и в природе и между животными (Ос 2, 20; Ис 11, 6–9; 65, 25), чистейшая *Радость (Иер 31, 13; Ис 35, 10; 65, 18…), упразднение всякого *страдания и даже самой *смерти (Ис 35, 5 сл.; 65, 19…; 25, 7 слл; Откр 20, 14; 21, 4), уничтожение древнего Змия (Откр 20, 2 сл, 10), вхождение в вечную *жизнь (Дан 12, 2; Прем 5, 15; Откр 2, 11; 3, 5). Действительность, к-рую выражают эти образы, являя противоположность тому ч-скому существованию, к к-рому привел грех, вновь обретает черты первозданного состояния ч‑ка, но уже без какой–либо мысли об испытании и возможности грехопадения.

в) Предвосхищение вновь обретенного рая. – Вновь обретенный Р. есть реальность эсхатологическая. Народ Божий в своем историческом опыте познал только ее мимолетные тени, как, напр., обладание *землей, где «течет молоко и мед» (Исх 3, 17; Втор 6, 3 и т. д.). Однако, благодаря духовному опыту, народ имел предвосхищение иного порядка. Ибо Бог даровал ему Свой *Закон, источник всякой *премудрости (Втор 4, 5 сл.), а «премудрость есть древо жизни», обеспечивающее счастье (Притч 3. 18; см Сир 24, 12–21); подобно райской реке, Закон «насыщает мудростью» ч‑ка, соблюдающего его (Сир 24, 25 слл; см Быт 2, 10…). Мудрец Израиля, поучающий других премудрости, подобен реке, ведущей в Р. (Сир 24, 32). *Милость и *страх Господень «как рай полны *благословений» (40, 17, 27). Следовательно, Премудростью Бог снова дает ч-ку предвкушение райской радости.

НЗ дает познать последнюю тайну этого *замысла Божия. Христос есть источник премудрости, Он Сам – эта Премудрость (1Кор 1, 30). Он в то же время и Новый *Адам (Рим 5, 14; 1Кор 15, 45), через К-рого ч-ство получает доступ к эсхатологическому состоянию. *Победив во время *искушения древнего змия, к-рый есть диавол и *Сатана (см Откр 20, 2), Он живет затем «со зверями» в некоем подобии вновь обретенного Р. (Мк 1, 13; см Быт 1, 26; 2, 19 сл.). Его *чудеса показывают, что *болезни и *смерть отныне побеждены. Ч-к, верующий в Него, находит «*хлеб жизни» (Ин 6, 35), «*воду живую» (4, 14), «*жизнь вечную (5, 24 слл), т. е. – дары отныне открытого эсхатологического Р.

3. Рай – обитель праведных. – В библ. текстах описания эсхатологического Р. не изобилуют подроб–ностями и постепенно еще очищаются, но апокрифы их значительно расширяют, свидетельствуя о некоторой эволюции в иудейских верованиях (напр., в кн Еноха). До возвращения в последние времена в св. *Землю, Р. служит переходной обителью, куда Бог принимает *праведных, в ожидании *Дня *Суда, *воскресения и *жизни будущего мира. Такова обитель, обещанная Христом разбойнику благоразумному (Лк 23, 43), но обитель уже претворенная присутствием Того, Кто есть жизнь: «Ты будешь со Мной …». Что же касается состояния *блаженства, обетованного в конце свящ. истории, то Иисус в него входит первым после Своей победы над смертью, чтобы дать туда доступ искупленным грешникам.

4. Рай и небеса. – Поскольку Р. есть место, где пребывает Бог, он находится вне *мира сего. Но на библ. образном языке часто говорится о *небе как обители Бога. Поэтому Р. иногда отождествляется с «вышним небом», где обитает Бог: туда был восхищен в духе ап. Павел, чтобы «слышать неизреченные слова» (2Кор 12, 4). Это также обычный смысл слова Р. на’языкехр-н: In paradisum deducant te angeli – «да приведут тебя ангелы в рай» (заупокойная литургия лат. обряда). Р. отныне отверст для тех, кто умирают в Господе.

PG

– > Адам I 2 – дерево I – земля ВЗ I 3, II 2, 4 – небо VI – родина ВЗ 2 – пустыня ВЗ II 3, НЗ I 1 – творение ВЗ II 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle