под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРОВИДЕНИЕ, ПРОМЫСЛ

Лицо *Бога в Библии есть лицо *отца, К-рый заботится о Своих творениях и о их нуждах: «И Ты даешь им *пищу их в свое время» (Пс 144, 15 сл.; 103, 27 сл.), как *животным, так и *людям (Пс 35, 7; 146, 9). Именно эта идея выражается словом П., не имеющим равноценного выражения в евр. языке; соответственное же греч. слово προνοία встречается лишь два раза для обозначения божественного П. (Прем 14, 3; 17, 2). Однако неусыпная забота Создателя утверждается в Библии повсюду (Иов 10, 12). В особенности она проявляется в ходе истории, но проявляется она не наподобие рока, доводящего ч‑ка до фатализма, и не наподобие чар некоего волхва (*магия), ограждающих верующего от несчастий, не даже наподобие снисходительного отца. Нет, П., утверждая ч‑ка в *надежде, требует, чтобы он был Его соработником.

1. Провидением обосновывается совершенное упование. – Замысел Божий, замысел любви (Пс 102, 8 слл), осуществится неминуемо (Пс 32, 11). Следовательно, ч-к должен жить в уповании. Бог бдит над порядком вселенной (Быт 8, 22). Он обеспечивает плодородие земли (Деян 14, 17), дает дождь и солнце всем, праведным и неправедным (Мф 5, 45). Он располагает всё так, чтобы все искали Его (Деян 17, 24–28).

а) Бог бдит над праотцами (Быт 20, 6 сл.; 28, 15), но Его таинственное и верховное действие особенно проявляется в истории Иосифа, где даже зло обращается на служение замыслу Божию о спасении. Иосиф говорит своим братьям: «Не вы послали меня сюда, но Бог… Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы… сохранить жизнь великому числу людей» (Быт 45, 8; 50, 20). Итак, народ Божий может безбоязненно войти в *пустыню: Бог даст ему пропитание на каждый день по нужде его (Исх 16, 15–18).

Пророки провозглашают это всемогущество Бога, К-рый провидит в вечности все, что случится (Ис 44, 7), и от К-рого зависит счастье или бедствие (Ам 3, 6; Ис 45, 7), К-рый всем располагает и дает власть, кому хочет (Иер 27, 5 сл.). Согласно мудрецам, ч-к предполагает, а Бог располагает (Притч 16, 1, 33; 19, 21; 20, 24). «*Доброе и худое, *жизнь и *смерть, *бедность и *богатство – от Господа» (Сир 11, 14), у К-рого власть над миром и всё исполняет повеления Его (Сир 10, 4; 39, 31).

Этой уверенностью вдохновлена *молитва: Боже, господствующий над Своим созданием и дарующий ему плодородие (Пс 64, 7–14), сохрани *народ Свой во всем и навеки (Пс 120). Без Него тщетны усилия и бдительность людей (Пс 125, 1). Благодаря Ему, *Пастырю Доброму, овцы Его во тьме дольней идут уверенно к счастью (Пс 22). Словом, «Предай Господу путь свой, и уповай на Него, и Он совершит» (Пс 36, 5).

б) Иисус обновляет это учение, открывая людям, что Бог – их Отец. Они должны просто просить Его: «*Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф 6, 11). И пусть они не тревожатся о завтрашнем дне, не боятся за свою жизнь, ибо Отец их Небесный знает всё, в чем они имеют нужду и что случится с ними (Мф 6, 25–34; 10, 28–31; Лк 6, 34; 12, 22–32; 21, 18). Этого достаточно для утверждения верующего в нерушимой надежде, ибо, по слову Ап. Павла, «любящим Бога… все содействует ко благу», и ничто не сможет отлучить его от любви Божией в *Иисусе Христе (Рим 8, 28, 31–39), даже самые страшные испытания. Напротив, благодаря им он сможет открыть братьям своим подлинное лицо Промысла своего Отца.

2. Провидение требует постоянной верности. – Бог не призывает ч‑ка ни к пассивности, ни к отказу от своей свободы. Напротив, Он хочет его *воспитать. Путем испытаний Бог по Своему свободному почину приводит ч‑ка к сотрудничеству с Собой, а Своими обетованиями Он вызывает в ч-ке упование. Так ч-к освобождается от страха, к-рый может возникнуть у него перед перспективой такого призвания. Он заботится о нуждах тех, кого Он призывает быть Его детьми; заботится для того, чтобы они могли быть верными своему призванию свидетельства о Его любви.

а) Уже в ВЗ друзья Бога понимают, что они должны отвечать совершенной верностью Тому, Кто, избрав их, осеняет их Своей защитой. Авраам, уверенный в том, что «Бог усмотрит» (Быт 22, 8, 13 сл.), не колеблется принести в жертву своего сына из повиновения Господу. Иосиф, не желая согрешить против Господа, не колеблется вызвать гнев жены своего господина (Быт 39, 9 сл.).

Народ Израилев, однако, с самого начала проявляет себя неверным, именно потому, что не имеет полного упования на Бога, К-рый освободил его и питал в пустыне. Напр., вместо того чтобы ждать от Него каждый день обещанной пищи, он, вопреки повелению Божию, делает запасы (Исх 16, 20).

Именно для того, чтобы напомнить Израилю, чего требует от него его призвание, была написана кн. Юдифь. Юдифь отказывается искушать П. (Иф 8, 12–16), но она, не обинуясь, становится его орудием, оставаясь в то же время верной всем обязательствам Закона (9, 9; 12, 2; 13, 18 сл.). О том же говорит премудрый псалмопевец: «Уповай на Господа и делай добро» (Пс 36, 3).

б) Иисус, открывая людям, какую бесконечную любовь выражает П., учит их также Своим примером и словом, как следует отвечать на эту любовь. Ответ заключается в искании прежде всего Царства этой любви и в отказе подчинения какому- либо другому господину (Мф 6, 33, 24); он заключается и в молитве Отцу, дабы воля Его была на земле, как на небе, и в ожидании и хлеба насущного, и всего, в чем нуждается чадо Божие для исполнения воли своего Отца (Мф 6, 10 сл.).

Прежде всего ему нужно быть верным в испытаниях. П. не избавило от них Иисуса, К-рый познал оставленность Своим Отцом (Мф 27, 46) и, быв послушным даже до смерти, утвердил Свое сыновнее упование Своим последним словом на кресте: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23, 46).

Благодаря этой верности, основанной на уповании, Пастырь Добрый прошел через смерть и дал нам единый свет, позволяющий нам пройти через ночь, в к-рую ввергают нас иногда зло и несчастье. Подражая Христу, ученик Его, следуя по таинственным путям П., получит радость быть свидетелем и верным сотрудником любви, к-рой он вверяет себя.

MFL

– > Бог – доверие – заботы 2 – замысел Божий – могущество II 1, 2 – молитва – мудрость ВЗ III 3 – отцы и Отец III 3, IV, VI – пища – посещение – предопределять 3


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle