под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПОТОП

1. Древний потоп. – Воспоминание о катастрофическом наводнении, восходящее к очень далекому прошлому, сохранилось, часто гиперболизируясь, в шумеро–вавилонских легендах разных эпох. Библ. предание произвело отсев материалов этого народного наследия в свете единобожия и придало им смысл нравственного и религиозного урока. То, что приписывалось произволу завистливых богов, отныне осмысляется как праведное дело единого Бога; образ страшного бедствия отступает на второй план перед образом *спасительного очищения, представленного в виде избавляющего ковчега; за безответственными стихийными силами вырисовывается Божий *суд, поражающий грешника и делающий праведника семенем нового ч-ства. В силу этого случившееся с Ноем перестает быть случайным эпизодом; оно является итогом и символом всей истории Израиля и даже всего ч-ства.

Эпитет праведный прилагается только к самому Ною (Быт 7, 1), к-рый, однако, подобно *Адаму, является представителем всех своих близких и спасает их вместе с собою (7, 1, 7, 13). Этим *избранием по Своему благоизволению Бог сохраняет для Себя малый *остаток, избежавших гибели, от к-рых произойдет новый народ. Хотя сердце спасенного ч‑ка и остается еще склонным ко греху, Бог отныне обещает Свое долготерпение: Его *милосердие противится только отмщающему Наказанию и открывает путь для *обращения (8, 15–22). Т. обр., суд, совершенный посредством *вод, приводит к *Союзу, обеспечивающему верность Бога семье Ноя, а с нею и всему ч-ству (9, 1–17).

2. Прообраз будущего. – Богословское учение пророков усматривает в П., как и в избавлении водами Чермного моря при *Исходе, прямой прообраз спасительных судов Божиих. Возвращение из плена *Остатка, к-рый станет семенем нового народа, представляется не только новым исходом, но и возобновлением Ноева дела по выходе из ковчега: «Вечною милостью помилую тебя, говорит Господь. Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю» (Ис 54. 8 сл.). Мысль о спасительном суде упоминается и у Мудр.: «Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением (отрасль от корня см. греч). Посему сделался остатком на земле, когда был П. С ним был заключен вечный завет» (Сир 44, 17 сл.; ср Прем 10, 4 сл.; 14, 6). В мессианских образах отрасли от корня и остатка Ной является *прообразом Иисуса Христа, К-рый некогда станет началом нового *творения.

3. Потоп в последние времена. – Возвещая эсхатологический суд, Иисус упоминает о П. (Мф 24, 37 слл). Притом этот суд уже предвосхищается в земной жизни: Христос, как новый Ной, сошел в великие *воды *смерти и вышел из них победителем вместе с множеством избавленных от гибели. Погружающиеся в воды *крещения выходят из них спасенными и сообразными Христу воскресшему (1Пет 3, 18–21). Поэтому, как П. является прообразом крещения, так и избавляющий ковчег представлялся в глазах Отцов прообразом Церкви, к-рая плывет по водам грешного мира и дает убежище всем тем, кто желает «спастись от этого извращенного рода» (Деян 2, 40).

Однако час конечного суда, грозящего нечестивым, еще не пришел. Как и в дни П., эта отсрочка показывает милосердное долготерпение Божие; эсхатологический суд временно отсрочен, дабы мессианская община могла осуществить свою полноту (ср 2Пет 2, 5, 9; 3, 8 сл.). Сквозь апокалиптические образы того времени во 2-ом посл. Петра можно различить три этапа истории спасения: древний мир, над к-рым совершился суд водою, нынешний мир, к-рый погибнет огнем, мир будущий с новыми *небесами и с новой *землей (3, 5 слл; 11 слл). Древний союз с Ноем полностью осуществится т. обр. при новом порядке, когда дело Бога- Творца завершится: очищенные испытанием ч-к и вселенная будут жить во взаимной гармонии.

LS

– > бедствие 0 – вода II 3 – крещение I 1 – наказания – Ной


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle