под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПОКОЙ/ОТДЫХ

Жизнь ч‑ка состоит из чередования забот и П., труда и О. Для полноты жизни противоположности должны, по–видимому, сосуществовать: охота и добыча, искание и обладание, *желание и наслаждение. Когда ч-к нашел, он, ненасытный, ищет снова. Екклисиасту знаком этот ритм, но он осуждает метание взад и вперед, как тщетную погоню за ветром (Екк 1–2), и предпочитает ожидать смерти, к-рая положит конец этой суете: «… человек ни днем, ни ночью не знает сна;… сколько бы ч-к ни трудился в исследовании (*искать), он все- таки не постигнет этого» (8, 16 сл.); ему достаточно уловить пред лицом Божиим скромное наслаждение текущим мгновением (2, 24; 9, 7–10). Библ. предание в целом придерживается, однако, этого принципа чередования и раскрывает его смысл: то, что ч-ком ощущается как мучительное чередование противоположностей, очищается и сочетается, становясь гармонией в Боге. Смысл П. не в прекращении деятельности, а в ее завершении; т. обр. он уже здесь, на земле, дает предвкушение небесной жизни·

С самого своего возникновения Израиль должен был «святить *субботу» (Исх 20, 8), посвятить Господу один день П., даже во время посева и жатвы (34, 21). В основе этого предписания лежали две мотивировки.

1. Покой – знак освобождения. – Кодекс Завета уточняет, что надо давать О. животным и работникам (23, 12). К этой мотивировке, основанной на естественной морали, Второзаконие добавляет мотивировку историческую: это напоминание Израилю, что Бог избавил его от принудительных работ в Египте (Втор 5, 15). Отдых – знак *свободы.

2. Покой – участие в покое Творца. – Согласно священнической традиции, ч-к, соблюдающий субботу, подражает Богу, К-рый, *сотворив небо и землю, «в седьмый день почил и покоился»; это соблюдение правила является «знамением между Ягве и Его верными» (Исх 31, 17; Быт 2, 2 сл.). Итак, суббота освящает именно потому, что ее саму освящает Сам Бог (см Иез 20, 12). Покоиться – значит являть себя *образом Божиим: быть не только свободным, но и сыном Божиим.

3. Отдых и праздник. – Субботний покой заключается не просто в том, чтобы перестать работать, а в том, чтобы посвятить свои силы прославлению в *раДости Творца и Искупителя. Она может быть названа «радостью», ибо соблюдающий ее «найдет радость в Ягве» (Ис 58, 13 сл.). Суббота могла вводить в тайну Божию; но чтобы отождествить П. субботний с П. в Боге, надо ждать пришествия Христа.

К уразумению духовного значения П., бывшего для него обязательным, Израиль был приведен и другим путем. К вышеуказанной мотивировке присоединялись и другие: необходимость сна, дыхания, передышки после опасности или огорчения. Израилю следовало признать, что только Бог дает П. после тревоги, вызванной блужданием, войной и пленом.

1. Земля обетованная – образ П. Божия. – Уходя из Египта, Евреи бежали из дома рабства к *земле свободы; этот вожделенный П. был результатом медленного завоевания (напр., Суд 1, 19, 21; ср Ис Нав 21, 43 сл.), в завершении к-рого Давид был «успокоен от всех врагов своих» (2Цар 7, 1). Соломон в день освящения храма мог воскликнуть: «Благословен Господь, Который дал покой народу Своему Израилю, как говорил!» (3Цар 8, 56); во времена «человека мирного», Бог дарует Израилю «мир и покой» (1Пар 22, 9). Отныне можно жить «каждый под виноградником своим и под смоковницей своею» (3Цар 4, 25; 5, 4). Этот П. носит еще весьма земной характер, но его обеспечивает Ягве, возжелавший иметь «покой Свой на веки» в *Храме (Пс 131, 14): Он взыскал тех, к-рые Его взыскали, и дал им П. (2Пар 14, 7).

Итак, верность *Союзу–Завету обусловливает природу и длительность П. на земле. Однако этот П. стал вскоре вырождаться в застой и мятежи против Бога (Втор 32, 15; Неем 9, 25–28); хотя спасение может быть найдено лишь «в тишине и уповании» (Ис 30, 15), Ахаз трепещет перед врагами Ягве (7, 2, 4) и «затрудняет» Бога своим отсутствием веры (7, 13). Над народом нависает угроза пленения и скитаний; но, испытав горести Наказания, народ постепенно осознает, что он будет избавлен Самим Ягве (Иер 30, 10 сл.); и Израиль вновь вернется к П. (31, 2), к пляскам и веселию, к утешению и насыщению благословениями (31, 12 сл.). *Пастырь возвращает Своих овец «к тучным пажитям» (Иез 34. 12–16; Ис 40, 10 сл.). В этой перспективе несравненно ценнее дарованной земли Бог дарующий. Израиль идет к покою Божию.

2. Предвкушение окончательного покоя. – Израиль не дожидался *дня Господня, чтобы различными путями открыть радости духовного П. В гонении (Пс 54, 8), испытании (65, 12) или опыте своего ничтожества (38, 14) псалмопевец просит Бога «дать ему передохнуть», или обрести «упокоение своей плоти» (15, 9); он отдается пастырю, к-рый ведет к водам тихим (22, 1–3). *Закон предлагает этот внутренний П.: избрать путь добра – это «найти покой» (Иер 6, 16). Бедные, «народ смиренный и простой», будут «пастись и покоиться и никто не потревожит их» (Соф 3, 13); нечестивые же будут как «море взволнованное, к-рое не может успокоиться» (Ис 57, 20).

Исходя из переживаний любви, к-рые суть одновременно и искание, и обладание, бегство и преследование, невеста Песни Песней мечтает о полдне, часе полного О., к-рый будет концом скитаний (Песн 1, 6); в действительности же она то изнемогает от любви в объятиях Возлюбленного (2, 5 сл.), то растерянно разыскивает того, к-рый, казалось, не мог больше ее покинуть (3, 1–4). Хотя она уже вкушает радость присутствия своего Возлюбленного, превозмочь это мучительное чередование противоположных переживаний она сможет лишь в момент, когда ее Возлюбленный проведет ее через Смерть (8, 6). Премудрость тоже обещает успокоение тому, кто ее ищет: после искания он становится обладателем ее (Сир 6, 28); и если мудрый установит, что «он немного потрудился и нашел себе великое успокоение» (51, 27), это оттого, что Премудрость опередила его, избрав Израиля местом Своего П., О., к-рый и есть совершенная деятельность (24, 7–11).

Было ли достаточно для Иова это предвкушение божественного отдыха, чтобы он мог превозмочь свои *испытания? Бог не давал ему «перевести духа» (Иов 9, 18); как было ему не пожелать *смерти и ее «отдохновительного сна» (3, 13)? Все должно перемениться, когда свет воскресения проникнет во мрак могилы: «А ты иди к твоему концу, и упокоишься и встанешь в конце дней» (Дан 12, 13). Отныне *сон смерти стал для верующего предвкушением П. Божия.

1. Отдых и искупление. – В противовес фарисеям Иисус восстанавливает истинный смысл субботы: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2, 27); и, следовательно, суббота должна служить для спасения жизни (3, 4). П. должен знаменовать освобождение ч‑ка и возвеличивать *славу Творца. Иисус сообщает этому знаменованию его настоящий смысл: исцеляя в этот день *больных, напр., скорченную женщину, Он подчеркивает, что освобождает связанную Сатаною (Лк 13, 16). Т. обр. Он являет Себя «Господином субботы» (Мф 12, 8), ибо осуществляет то, чего суббота была *прообразом; во Христе отдых знаменует освобождение детей Божиих. Чтобы заслужить для нас это освобождение и этот П., Искупитель «не имел, куда приклонить (κλίνειν) голову» (Мф 8, 20), как ее приклоняют на «ложе» (κλίνη); Он ее «преклонил» лишь в час Своей смерти (Ин 19, 30) на кресте.

2. Откровение Божественного покоя. – Изъясняя смысл Своих деяний в день П., Иисус говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5, 17). В Боге *труд и П. не исключают друг друга, но выражают трансцендентный характер божественной *жизни; такова тайна, к-рую возвещала Премудрость, покоясь и одновременно трудясь (Сир 24, 12). Труд Христа и делателей жатвы состоит в том, чтобы в *радости спасать изнуренных и рассеянных овец (Мф 9, 36; см Ин 4, 36 слл), ибо Иисус предлагает П. душам, приходящим к Нему (Мф 11, 29).

3. Покой на небе. – «Покой Божий», к-рого Евреи думали достигнуть, входя в обетованную Землю, был уготован для «*народа Божия», для тех, к-рые останутся *верными и послушными Иисусу Христу: таково толкование 94-го Псалма, к-рое дается в Посл. к Евр. (3, 7–4, 11). Этот П. есть *небо, куда входят «мертвые, к-рые умирают в Господе: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; … они упокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр 14, 13). Покоиться на небе значит не прекращать, но завершать свою деятельность: в то время, как поклоняющиеся *Зверю не будут иметь П. ни днем, ни ночью (14, 11), Живые не перестанут повторять денно и нощно хвалу Трисвятому Богу (4, 8).

XLD

– > блаженство – мир – пребывать – смерть НЗ III 4 – сон I – суббота – труд


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle