под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПЕПЕЛ

П., первоначальное символическое значение к- рого еще не выяснено, хотя его употребление наблюдается в большинстве античных религий, часто отождествляется с прахом, пылью (LXX нередко передают слово «прах» словом «пепел») и символизирует и грех и бренность ч‑ка.

1. П-у подобно, во–первых, сердце грешника: Исаия называет идолопоклонника «гоняющимся за пылью» (44, 20) и Мудрый говорит о нем: «Сердце его – пепел… и жизнь его презреннее грязи» (Прем 15, 10). Поэтому цена греха может быть только П.: гордые узрят себя «превращенными в пепел на земле» (Иез 28, 18), и злые будут попраны, как прах, ногами праведных (Мал 4, 3). Грешник же, к-рый прекращает упорствовать в своей гордыне (Сир 10, 9), сознает свою вину и исповедует, что он всего только «прах и пепел» (Быт 18, 27; Сир 17, 32); чтобы показать, как другим, так и самому себе, что он в этом убежден, он садится на П. (Иов 42, 6; Ион 3, 6; Мф 11, 21 п) и посыпает П-м себе голову (Иф 4, 11–15; 9, 1; Иез 27, 30).

Во–вторых, этот символ покаяния служит также для выражения печали ч‑ка, подавленного несчастье м, возможно потому, что между несчастьем и грехом предполагается некая связь. Отвергнутая Фамарь (2Цар 13, 19) посыпает П-м голову свою; то же делают Иудеи в часы смертельной опасности (Есф 4, 1, 4; ср 1 Макк 3, 47; 4, 39). Ч-к хочет выразить т. обр. состояние своего полного уничижения (Иов 30, 19), доходя даже до того, что ест П. (Пс 101, 10; Плач 3, 16). В особенности же, когда смерть настигает его близких, ч-к на собственном опыте убеждается в своем ничтожестве и выражает это, посыпая себя прахом и П.: «Дочь Сиона! опояшь себя вретищем и посыпь себя пеплом; сокрушайся, как бы о смерти единственного сына» (Иер 6, 26).

Итак, посыпание себя П-м означает своего рода безмолвную общую исповедь (ср литургический обряд пепельной среды3).

Через свидетельство материи, обращенной в прах, ч-к признает свою греховность и бренность, упреждая этим суд Бога и привлекая Его милосердие. Тому, кто признает т. обр. свое ничтожество, дано услышать обетование о Мессии, грядущем победить грех и смерть, «утешить всех сетующих, им вместо пепла дать украшение» (Ис 61, 2 сл.).

GR

– > грех III 3 – покаяние ВЗ I 2

* * *

3

Пепельная среда – первый день поста в латинском обряде. В этот день священник посыпает пеплом голову верующих, говоря: «Помни, ч-к, что ты прах и в прах возвратишься» (Быт 3.19).


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle