под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ОТМЩЕНИЕ/МЕСТЬ

В современной речи слово отомстить значит наказать за какую–либо обиду, воздавая другому злом на зло. На библ. языке О. означает прежде всего восстановление *правды, победу над злом. Хотя мстить из ненависти к нечестивому запрещается всегда, О. за попранное право представляется долгом. Однако характер осуществления этого долга эволюционировал на протяжении истории: оно было изъято у личности и доверено обществу; самое же главное это то, что Бог постепенно открывал Себя как единственного правомочного Отмстителя за правду.

1. Мститель за кровь. – В кочевническом обществе, какое представлял собою Израиль при своем возникновении, члены рода обязывались к взаимным покровительству и защите. В случае убийства, го’ел, «мститель за кровь» (Числ 35, 21), мстил за весь род, умерщвляя убийцу. Побуждало к этому чувство солидарности, к-рое соединялось с убеждением, что пролитая *кровь, как напр., кровь *Авеля, вопиет об О. (ср Быт 4, 10; Иов 16, 18), что ею осквернена земля, на к-рой пребывает Ягве (Числ 35, 33 сл.). Так должна была соблюдаться правда.

Став оседлым народом, Израиль сохранил этот обычай (ср 2Цар 3, 22–27). Но, продолжая рассматривать мстителя как исполнителя правосудия (Числ 35, 12, 19), законодательство (Исх 21, 12; Лев 24, 17) уже заботится об упорядочении этого *права, чтобы предохранить его от чрезмерных проявлений *гнева (Втор 19, 6). Отныне убийца подпадает под закон кровавой мести только в случае предумышленного ч-коубийства (24, 16), и в городе, где он мог найти убежище, должно происходить судебное разбирательство (Числ 35, 24, 30; Втор 19). Так постепенно право О. переходит от отдельного ч‑ка к обществу.

2. Личная месть. – Законом возмездия (Исх 21, 23 слл; Лев 24, 19; Втор 19, 21) израильское законодательство сдерживает ч-скую страсть, всегда готовую воздать злом за зло: оно запрещает неограниченное сведение счетов варварских времен (ср Быт 4, 15, 24). Наконец, оно смягчает и закон возмездия, допуская в нек–рых случаях денежное вознаграждение согласно принципу, принятому в других законодательных сводах Востока (Исх 21, 18 сл, 26 сл.). Однако, закон возмездия мог мешать постепенному развитию чувства совести; жажда мести, даже удовлетворенная в пределах законов общественного правосудия, способна сохраняться в сердце ч‑ка. Поэтому нужно было *воспитание совести.

а) Запрещение мстить за себя. – Кодекс Святости бьет по самым корням желания М.: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем… Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19, 17 сл.). Нек–рые примеры *прощения стали знаменитыми: Иосиф, истолковывающий гонение, жертвою к-рого он стал, как замысел Бога, умеющего извлекать добро из зла (Быт 45, 3 сл, 7; 50, 19); Давид, не мстящий Саулу (1Цар 24, 4 сл.; 26, 5–12), чтобы не поднять руки на Помазанника Ягве. Однако тот же Давид завещает, чтобы сын после его смерти отомстил Семею и Иоаву (3Цар 2, 6–46). Во всяком случае, долг прощения простирается лишь на *братьев своего племени: так Кн. Судей не высказывает никакого неодобрения Самсону за его личную месть Филистимлянам (Суд 15, 3, 7). С появлением писаний Мудр. замечается стремление придать этому долгу универсальный характер и большую глубину: «Мстительный получит отмщение от Господа… Не злобствуй на *ближнего» (Сир 28, 1, 7). По–видимому из этого принципа не исключается никто.

б) Воззвание к отмщению Божию. – То, что побуждает праведника полностью отказаться от М., это его *упование на Бога: «Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя» (Притч 20, 22). Праведный не мстит за себя; О. за правду он предает Богу: «у Меня отмщение», говорит Господь (Втор 32, 35). Так поступает Иеремия, когда, подвергаясь гонению, он «вверяет дело свое» Богу (Иер 20, 12); конечно, он желал бы «увидеть мщение Божие» (11, 20), но лишь потому, что свое дело он отождествляет с делом Божиим (15, 15). Не зла он желает, но *правды; а ее установить может только Бог. Подобно этому, и псалмопевец, с семитской красочностью слога выражающий желание «омыть стопы свои в крови нечестивого» (Пс 57, 11), на к-рого он изрекает страшные проклятия (Пс 5, 11; 136, 7 сл.), воодушевлен желанием справедливости. Можно сомневаться в нравственной высоте такого чувства, но за ним неоспоримо кроется и подлинно религиозная установка. Она сходится с установкой Иова: «Я знаю, Искупитель (го’ел) мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою», Он воздаст по правде (Иов 19, 25).

3. Бог Отмститель. – Надежда Иова и Иеремии не тщетна, ибо Бог – *Судия в абсолютном смысле, испытующий внутренности и сердца и воздающий каждому по *делам его; Он – го’ел Израиля (Ис 41. 14). Оттого и *День Господень можно назвать «Днем отмщения» (Иер 46, 10): в этот день Бог отмстит за *Правду, а также за Свою честь, и в этом смысле можно сказать, что только Бог может отмстить «за Себя». Правду, спасение, О.: вот что принесет День Господень (Ис 59, 17 сл.). В той мере, в какой Израиль верен Союзу–Завету, он может поэтому от неправды ч-ских судей взывать к своему Го’елу, к «Богу отмщений», чтобы Он явился и судил землю (Пс 93). Если это еще и не равносильно хр–скому прощению, это все же означает смиренную покорность Господу в ожидании Дня пришествия (*посещения) Его.

4. Христос и отмщение. – День этот настал, когда Иисус пролил Свою *кровь: крайняя неправда людей выявила тогда бесконечную *Правду Божию. Отныне поведение верующего должно совершенно измениться по *примеру Христа, К-рый, «будучи злословим, не злословил взаимно» (1Петр 2, 23). Иисус не только устанавливает новый *Закон, по к-рому должен *исполняться принцип возмездия, но Он повелевает также не противиться злому (Мф 5, 38–42). Он не осуждает ч-ское правосудие, о к-ром Павел говорит, что оно призвано осуществлять отмщение Божие (Рим 13, 4), но требует от Своих учеников прощения обид и любви к *врагам. В частности Он дает понять, что только тот не будет наносить неправды другим, кто способен переносить несправедливость, совершенную по отношению к нему лично. Отныне уже недостаточно полагаться на Божие отмщение, надо «побеждать зло добром» (Рим 12, 21): этим собираются «горячие угли на голову врага», к-рый ставится в невозможное положение, обязывающее его сменить *ненависть на любовь.

Хотя «всякая правда» уже исполнена кровью Христа, все же последний День еще не настал. Любовь терпит на земле неудачи. Вслед за Иисусом хр–не умирают жертвами неправедного *насилия. Если они и прощают своим палачам (Деян 7, 60), то их кровь тем не менее вопиет к Богу: «Доколе, Владыка Святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр 6, 10; ср 16, 6; 19, 2). Когда придет час суда истории, Бог Судия отомстит неправедным и восстановит правду в вечном Царстве, где никогда «ничего уже не будет *проклятого» (22, 3).

ADa & XLD

– > Авель 2 – враг II 3 – гнев – День Господень ВЗ II – кровь ВЗ 1, НЗ 4 – милосердие ВЗ II – насилие I 1, III 2, IV 3 – ненависть I 3 – освобождение II 2 – проклятие IV – прощение III – рвение I 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle