под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Осознание своей О. возмужавшим ч-ком или же ч-ством, создающим свою культуру, представляет собой исключительно важную ч-скую проблему, далеко не чуждую Библии. Однако мы можем лишь слегка затронуть ее, т. к. наша статья посвящена О. ч‑ка перед Богом, в нек–рых ее существенных аспектах.

1. Одним человеком грех вошел в мир (Рим 5, 12). – О *грехе *Адама повествуется в Быт. (2–3), чтобы ответить на основной вопрос: на ком лежит О. за тяготы жизни, за смерть? Ап. Павел говорит: ответственен не Бог, а ч-к, развязавший своим поступком сверхчеловеческую силу греха. Этот поступок ответственен, частично, но реально, за зло в мире.

Ответ этот нас поражает, кажется невероятным. Согласно великим религиям народов, окружавших Израиля, зло было старо как мир, все вместе, люди и боги, ответственны – и не ответственны. Все они представляют собой смесь *добра и зла, в разных сочетаниях. В Библии же, наоборот, утверждается, что Бог благ и что творение Божие добро, утверждается возникновение зла после сотворения мира и, следовательно, О. за зло возлагается на тварную свободу.

Такая О. не по силам ч-ку; поэтому Библия и возводит грех к *Искусителю; но, хотя эта О. слишком велика для ч‑ка, он все–таки не может в своем греховном состоянии отречься от нее. Каждый грешник может найти на страницах Библии роковую судьбу, порождающую из его грехов зло, к-рого он не хотел сделать, и верное изображение своих проступков; сочетание слабости (см *плоть) с лукавством. Он может найти в ней свою долю О. за зло в мире.

1. Я не иначе узнал грех, как посредством Закона (Рим 7, 7). – *Закон был для Израиля «детоводителем», данным Богом (Гал 3, 24). Закон воспитывал его, очень глубоким обр., в сознании О. Провозглашая: «Ты сделаешь это… Ты не сделаешь этого», он ставил каждого Израильтянина перед лицом личной О. и доказывал ему, что эта О. ему по силам. Пользуясь многообразием обстоятельств и значением намерений ч‑ка, Закон делал его совесть более чуткой. Показывая ему, что Бог хочет добра и осуждает зло, он придавал поступкам каждого Израильтянина чрезвычайную ценность. Соединение Закона с Заветом превращало всю жизнь в выбор: за или против Бога. Правда, даже язычники, «не имеющие Закона», способны признать «в своих сердцах» свою О. (Рим 2, 15), но, благодаря Закону, Израиль сделался народом «мудрым и разумным» (Втор 4, 6), сознающим важность всех поступков ч‑ка.

2. Познай, что делал ты (Иер 2, 23). – То, что Закон провозглашал вообще, *пророки возглашали в частных случаях царям без совести или народу в заблуждении, ставя их перед лицом их О. Почти всегда, от Самуила и Нафана (1Цар 3, 13 сл.; 2Цар 12, 10 слл) до последних преемников Исаии (Ис 59, 8 слл), пророки возвышали голос в связи с бедствиями, уже наступившими или предвидимыми: «Потому что творите зло, зло вас постигнет…» Каждое национальное бедствие побуждает их узреть более проницательным взором О. народа.

Высшее бедствие – пленение – было для Иезекииля решающим открытием. Израиль рухнул потому, что он пренебрег своей О., но каждому Израильтянину открыты все возможности. Каждый должен взять на себя О. выбора между жизнью и смертью: «Правда праведного при нем и остается и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез 18, 20).

3. Тебе Единому согрешил (Пс 50, 6). В Библии *исповедание грехов, как отклик на Закон и Пророков, выражает сознание своей О. В ней нет попыток подсчитывать проступки, перечислять все грехи. В ней ставится лицом к лицу правда Божия и неправда ч-ская (Ис 59, 9, 14; Дан 3, 27–31; Пс 50, 6…). Не только, дабы признать, что *наказание заслужено, но дабы, в более глубоком понимании, соединяющемся с *благодарением Богу, тяжесть греха пала на грешника, а Бог был оправдан: «У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд» (Дан 9, 7; Вар 1, 15…). Так молитва покаяния согласуется с прозрением кн. Бытия: Бог благ, за зло ответственен грешник.

4. Согласно Павлу, Евангелие – решающее откровение об этой правде Божией и об О. грешника. Посл. к Рим. (1–3) показывает разрушительную силу греха, всю тяжесть окончательного выбора и объясняет, в то же время, судьбу, превышающую ч-скую меру. *Гнев Божий придает такой вес поступкам ч‑ка, что О. его при этом превосходит все, что сам ч-к может предвидеть и желать. Но эта парадоксальная судьба является оборотной стороной любви по мере Божией: «Ибо Бог всех заключил в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим 11, 32).

Этот замысел проявляется в Страстях Христовых. Различны степени О., сочетавшиеся, чтобы привести к смерти Сына Божия (см Ин 19, 11; Деян 3, 13 сл.; 17), но они реальны и в своей совокупности порождают это чудовищное преступление. Поэтому, проповедь Благой Вести в первохр–ской Церкви постоянно напоминает Иерусалиму, понимаемому как целое, его О.: «Сего… вы взяли и… убили» (Деян 2, 23; 3, 14; 4, 10; 5, 30…). Грешник приходит к вере лишь через *покаяние и сознание своей О.

JG

– > воздаяние II 1, 2 – грех – добро и зло I 3 – заботы 1 – Закон В III 2 – испытание ВЗ II 2 – освобождение I – покаяние – сеять 2 а – совесть


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle