под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ОПЬЯНЕНИЕ/ПЬЯНСТВО

Опасности О. описаны во многих повествованиях: оно предает ч‑ка его страстям или его врагам. У пророков оно зачастую связано с запретными культами (Ам 2, 8; Ос 4, 11; см Откр 17, 2), с пороками беззаконных хананеян (Быт 9, 23, 25; ср 19, 32) или с упадочным состоянием общества. Имея в основе бытовое происхождение, тема О. может приобрести и символический характер.

1. Опьянение и несчастие. – Пьянство дает повод к осмеянию; а в ВЗ несчастие считается чем–то постыдным. Ч-к пьяный, как и ч-к потерпевший несчастье, теряет *лицо, спокойствие и все, что предохраняет от посторонних взоров. И тот и другой становятся предметом, зрелищем. Можно было кого–нибудь напоить, чтобы довести его до такого состояния. Авв 2, 15 сл исходит из этого положения, чтобы описать несчастье, к-рое готовит Ягве. Тогда пьют из *чаши *гнева (Иер 25, 27 сл.; 51, 7). Иеремия говорит о себе, что он «как пьяный… ради Ягве и Его святых слов» (Иер 23, 9), потому что они возвещают несчастье в такой страшной форме. Кажется, точно земля сокрушается (Ис 24. 19 сл.), что всякое сопротивление напрасно, что все точки определения исчезают: это уже возвещение последнего *дня.

2. Опьянение и бодрствование. – С точки зрения нравственной оценки, О., позволяющее забыться, может быть исследовано до глубин. Мать некого арабского царя Лемуила видит в крепких напитках средство забыться: пусть их дают несчастным, но пусть цари и князья их избегают, чтобы не забывать своих собственных законов и не искажать правосудия (Притч 31, 4–7). Исаия идет дальше: пьяный забывает *замысел Ягве (Ис 5, 12). О. – признак и образ духа онемения и бессвязности (Ис 19, 14; 29, 10; Иер 13, 13; Иоил 1, 5). В НЗ О. также рассматривается как отказ от бодрствования, через к-рое хр–нин причастен к спасению совершающемуся и имеющему совершиться на земле. Напивается тот, кому наскучило ждать пришествия Христа (Мф 24, 45–51 п). Чтобы не оставаться равнодушным к пришествию Христа надо быть трезвым и *бодрствовать по совету Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте» (1Петр 5, 8), к-рый повторяется на службе повечерия (в лат. обряде) и хранить глаза открытыми: «Спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью» (1Фес 5, 6–8; Рим 13, 13).

3. Опьянение и Дух. – Пьянство закрывает вход в Царство (1Кор 5, 11; 6, 10; Рим 13, 13; Гал 5, 21; 1Петр 4, 3). Однако оно иногда как бы проникает в сферу священного: Коринфяне соединяли его с вечерей Господней (1Кор 11, 21). В Иерусалиме, в день *Пятидесятницы, некоторые из толпы, насмехаясь, приписывали О-нию действие *Духа Св. (Деян 2, 13 слл). Вызывает здесь насмешку уже не несчастье, но освобождающее посещение Духа. Павел проводит ту же аналогию, когда он заповедует избегать пьянства, чтобы быть исполненным Духа Святого (Еф 5, 18). Ч-к хочет в О-нии проявить себя таким, каким он есть и освободиться от всего, что связывает его слова и все его существо. Он находит в нем некую *радость, к-рую Песнь Песней ассоциирует с радостью любви (Песн 5, 1). Но только Дух Св. может дать ему эту полноту в истине.

РВр

– > вино – Ной 1 – пища I – сбор винограда – харизмы II 0


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle