под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ОДЕЖДА

Наравне с пищей и кровом О. является первостепенным условием ч-ского бытия (Сир 29, 24); благословение обеспечивает хлеб и О. (Втор 10, 18; ср Быт 28, 20), а наказание – голод и наготу (Втор 28, 48). О. защищает от непогоды: не следует брать под залог О. бедного в ночной холод (Исх 22, 26 сл.). Наряду с этими элементарными данными символика О. развивается в двух направлениях. С одной стороны, она обозначает мир, устроенный Творцом, а с другой – обетование славы, утраченной в раю.

Извлекая все из первоначального хаоса, Творец определил всему свое место в благоустроенном мире. Так О. является как бы знаком опознавания ч-ской личности и ее отличия от других.

1. Одежда и ч-ская личность. – В первой стадии О. предохраняет тело не только от непогоды, но и от взоров, к-рые могли бы низвести ч‑ка на степень простого объекта похоти и вернуть его беспорядочному хаосу, из к-рого Творец его извлек. Отсюда происходит запрет «открывать край» О., ограждающей ячейку единокровную (Быт 9, 20–27), единоутробную (Быт 34; 2Цар 3) и брачную (Лев 18): частная жизнь каждого защищается О-й.

О. обеспечивает также различие *полов и может символизировать их отношения. Мужчина и женщина должны носить разные О. (Втор 22, 5). Женщина закрывает лицо по определенным причинам, напр., во время предбрачной встречи при обряде обручения с избравшим ее (Быт 24, 65): она отвечает на жест жениха, дающего ей, что он имеет, «покрывая ее краем (букв. крылом) своей О.» (Руф 3, 9; ср Втор 22, 30 евр.): т. обр., он не «овладевает» ею (см Руф 4, 7; Втор 25, 9; Пс 59, 10), но сообщает избранной свою собственную славу.

О. отображает жизнь в обществе. Для каждой ячейки данной общины она является как бы знаком гармоничной жизни, вытекающей из совместной работы (стрижка овец: 1Цар 25, 4–8; тканье: Притч 31, 10–31; Деян 18, 3; изготовление платья: Деян 9, 39), из мудрого управления (Притч 31, 30) и взаимопомощи. Подарить свою О. – знак братства; так Ионафан заключил союз с Давидом (1Цар 18, 3 сл.), ибо О. составляет одно с ч-ком, носящим ее, и узнается любящими друг друга (Быт 37, 33), напр., по запаху, от нее исходящему (Быт 27, 15, 27; Песн 4, 11). Показная роскошь, к-рой бесстыдно подчеркивают различие жизненных уровней, вместо того, чтобы постараться сгладить это различие (Сир 40, 4; Иак 2, 2), вызывает проклятия пророков и апостолов. Одеть чужого, когда он наг, является жизненным правилом общины, необходимым по справедливости (Иез 18, 7); иначе ей грозит разложение. Одеть ч‑ка – это больше нежели «согреть его члены» (Иов 31, 20); это значит приобщить его к жизни общины (Ис 58, 7), сделать для него то, что Бог сделал для всех (Втор 10, 18 сл.), извлечь его из хаоса. Без такой справедливости любовь мертва (Иак 2, 15). «Отдай ему и верхнюю одежду» (Мф 5. 40), говорит Христос, подразумевая под этим, что надо отдать себя самого тому, кто этого просит.

2. Одежда и человеческие обязанности. – Не всегда носят ту же О.: надо различать времена жизни, мирское и священное, работу и праздник. При работе иногда требуется снять О. (Ин 21, 7), иногда же следует облачиться в праздничные О.

Смена О. может обозначать переход от мирского к священному; так поступал народ в ожидании теофании (Исх 19, 10; Быт 35, 2) и священники при входе и выходе из внутреннего двора (Исх 28, 2 сл.; Лев 16, 4; Иез 44, 17 слл; Зах 3); тот же вопрос вставал при различении чистого и нечистого (Лев 13–15). Наконец, определенная О. является признаком высоких должностей в Израиле. Среди царских О. (3Цар 22, 30; Деян 12, 21) отметим порфиру с золотой пряжкой (1 Макк 11, 58; 14, 44). В знак признания царского помазания народ расстилал свои О. под ноги царя (4Цар 9, 13; Мф 21, 8): а он должен был покрыть его славой (ср 2Цар 1, 24)! Пророк носил власяницу поверх кожаного пояса (Зах 13, 4; Мф 3, 4), подобную плащу, к-рый Илия бросил на Елисея, даруя ему пророческое призвание (3Цар 19, 19); через эту О. может быть передана пророческая харизма (4Цар 2, 13 слл). Первосвященник также облекается властью «надевая священные одежды» (Лев 21, 10); с этими символическими О-ми (Исх 28–29; Лев 16; Иез 44; Сир 45. 7–12), «безупречный ч-к» может «встретить безбоязненно Божий гнев, Истребитель отступает» (Прем 18, 23 слл; ср 1 Макк 3, 49).

О. является также знаком духовного состояния ч‑ка. Это явствует из повествования о рае и свящ. истории.

1. В раю. – Глазами, открытыми вследствие запретного познания, Адам и Ева увидели, что они наги (Быт 3, 7); до тех пор они чувствовали себя в гармонии с божественной средой, благодаря своего рода милости, к-рая облекала их подобно О. Отныне все их тело, а не только пол, отмечено неким недостатком в Присутствии Божием; пояса из листьев недостаточно, чтобы этот недостаток укрыть; грешники прячутся среди деревьев сада, ибо чувство стыда рождается перед божественным величием: «Я убоялся, потому что я наг!» Отныне у них нет больше знака, обосновывающего сыновнее приближение к Богу: они потеряли ощущение своей принадлежности к Господу и были поражены своей наготой, как перед зеркалом, не отражающим уже образа Божия.

Но Бог не удаляет грешников, не одев их Сам в кожаные О. (Быт 3, 21). Эта О. не устраняет их нужды; она является знаком, что они призваны к достоинству, к-рое утратили. Отныне О. является знаком некоей двойственности; она утверждает достоинство павшего ч‑ка и возможность облечься в утраченную славу.

2. История Союза–Завета часто символизируется О., к-рая в таких случаях означает утраченную или обещанную славу. Через Союз–Завет Бог кладет начало отеческому дарованию Своей славы: подобно пастырю, Он пеленает младенца, найденного в «степи печальной и дикой» (Втор 32, 10); подобно царю, Он простирает О. Свою, и края риз Его наполняют храм (Ис 6, 1); подобно жениху, Он расстилает «воскрылия риз Своих на Свой народ» (Иез 16, 8 слл) и покрывает его не шкурами животных, а «тонким полотном и шелком», точно делая его священником (см Исх 28, 5, 39, 42). Ягве дарует ему Свое великолепие (Иез 16, 13 сл); но Израиль – царская жена – впадает в неверность. Исходя из обычая поклоняться идолам на высотах, Иезекииль продолжает свою саркастическую аллегорию, показывая жену, выставляющую себя обнаженной и отдающуюся всем прохожим: «Из своих одежд она сделала себе разноцветные высоты и блудодействовала на них», отдаваясь каждому мимоходящему (16, 15 слл; ср Ос 2, 9 слл). Ее О. не должна была бы изнашиваться, как не изнашивалась никогда она в долгих скитаниях в пустыне (Втор 8, 4); но она стареет, ветшает (Ис 50, 9), съеденная червями и молью (51, 8).

Однако, наперекор всему этому, Божий замысел исполнялся. Бог извлекал из самого зла средство для его преодоления. С одной стороны, Ягве превращает землю Израиля в пустыню, обращая вожделение ее любовников в губительную ярость (Иез 16, 37; Иер 13, 26) до тех пор, пока *Остаток среди всех этих бедствий не получит милости возвращения. С другой стороны, *Отрок «не имеющий ни вида, ни величия», посланный Им, исцелит Его народ от его страстей, претерпев унижения вплоть до смерти (Ис 53, 12); Сион сможет «как невеста облечься» и своими разрушителями и своими строителями (49, 17 сл.). Тогда Ягве, облеченный в *правду, как в броню, в *ризу мщения, как в О., и покрытый ревностью, как плащем (59, 17), «украсит Свою *невесту одеждою правды» (61, 10).

3. Христос, облеченный в славу. – Чтобы Израиль мог быть так украшен, надо было, чтобы Христос, подлинный Отрок, был лишен О. (Мф 27, 35; Ин 19. 23), предан на кощунственную пародию венчания на царство (Ин 19, 2 слл), стал бы неким «человеком» безличным и бесправным. Но этот Человек есть Сын Божий и слава Его нетленна. В момент *Преображения в сиянии одежд плоть Его явилась прославленной (Мф 17, 2). Присущую Ему власть исцеления Марк описывает, говоря о Гадаринском бесноватом, что он «сидит и одет и в здравом уме» (Мк 5, 15; ср Деян 19, 16). По Воскресении Своем, как и ангелы, возвещающие его (Мф 28, 3 п), Господь сохраняет из Своей О. лишь главное: блеск, знак Его *Славы (Деян 22, 6–11; 10, 30; ср 12, 7); однако еще «удержанные» глаза Марии Магдалины или идущих в Еммаус видят сперва лишь садовника или странника (Ин 20, 15; Лк 24, 15, 16): слава является лишь при полноте веры. Вочах верующего Христос, ведущий брань *гнева, облечен в О., на к-рой написано «Царь царей и Господь господствующих» (Откр 19, 16).

4. Одежда избранных. – Порядок творения стал очевиден для зрения веры. В этом божественном порядке, свидетелями к-рого являются *ангелы, как говорит Павел (1Кор 11, 10), Адам отражает славу Божию с открытым лицом (см 2Кор 3, 18), подобно Христу, К-рый – Его глава (1Кор 11, 3 сл.); Ева, сотворенная не тождественной Адаму, а его дополняющей (11, 8 сл.), должна носить знак своего самообладания в своем подчинении: возлагая на себя покрывало, она отказывается являть свою «славу» (11, 6, 10, 15) безразлично каким бы то ни было взорам (11, 5, 13; см 1Тим 2, 9, 14); это покрывало, символизирующее особое посвящение женщины, подчеркивает не ее отчуждение от ее подлинной сущности, а, наоборот, сохранение этой сущности в полной силе, хотя слава ее будет явлена лишь в день воскресения.

Каждый ч-к призван восходить к славе; начало этому восхождению положил Христос. Бог может из голого зерна, брошенного в землю, создать лучезарное тело; Он может и тело любого ч‑ка превратить в тело нетленное (1Кор 15, 37, 42), совлечь О. тленную и облечь ч‑ка в О. нетленную (2Кор 5. 3 слл). Отныне ч-чество выходит из состояния наготы, приобретает свободу, усыновление, право на божественное наследие через «облечение во Христа». Из тех, кто совлек с себя ветхого ч‑ка и облекся в нового (Кол 3, 10; Еф 4, 24) через веру и крещение (Гал 3, 25 сл.), Бог образует общину совершенную и «единую» во Христе (3, 28), одушевленную новым началом – Духом Св. Члены должны подвизаться, но с «оружием света» (Рим 13, 12), и даже нагота не сможет отлучить их от Христа (Рим 8, 35).

Победившие «омыли одежды свои и убелили их кровью Агнца» (Откр 7, 14; 22, 14). Отныне жена- невеста уже не может сделать никакого ложного шага; в течение всего хода истории она украшала себя для брака с Агнцем: «И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый» (19, 7 сл.). Когда Бог свернет небеса и землю, как О., отслужившую свое время, чтобы заменить их новыми (Евр 1, 11, 12), протагонисты Суда займут свои места, в большинстве одетые в *белое (Откр 3, 4 сл.; 7, 9–14), Новый Иерусалим, украшенный, как невеста (Откр 21, 2), выйдет наконец для встречи с Женихом. Тогда «город не будет иметь нужды ни в солнце ни в луне, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (21, 23).

ЕН

– > белый – Преображение 2 – слава I, V


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle