под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ОБРАЗ/ИЗОБРАЖЕНИЕ

Никто на земле не видел и не может *видеть Бога Отца: но познавать Себя Он дает в О. Своих (ср Ин 1, 18). До полного откровения Себя Самого, которое Он дал через Свой самый совершенный О., а именно через Сына Иисуса Христа, Он уже в ВЗ являл людям сияние Своей славы, открывающей Его. *Премудрость Божия, «чистое излияние славы Его» и «образ благости Его» (Прем 7. 25 сл.), открывает уже некоторые аспекты Божества; и *ч-к, сотворенный для владычества над природой и наделенный бессмертием, уже представляет собою живой О. Бога. Однако запрещение изображений в израильском *культе выражало как бы в негативе значительность этого звания, данного человеку, и подготавливало как бы «от обратного» пришествие Богочеловека – единственного О., в к-ром Отец открывается полностью.

Это предписание, находящееся среди десяти заповедей (Втор 27, 15; Исх 20, 4; Втор 4, 9–28) и применявшееся в течение веков с большею или меньшею строгостью, представляет собою факт легко обосновываемый, когда речь идет о ложных богах (*идолах), но более трудно объяснимый, когда это касается изображений Ягве. Свящ. писатели, привыкшие к антропоморфизмам, реагируют в основном не против доступных чувствам изображений, а против идолопоклоннической магии *волшебство) и посягательств на трансцендентность *Бога. Не через золотых тельцов (Исх 32; 3Цар 12, 26–33) и иные рукотворные изображения, а через дела Своего *творения проявляет Бог Свою славу (Ос 8. 5 сл.; Прем 13; Рим 1, 19–23), и не посредством изображений, к-рыми ч-к располагает по своему усмотрению, можно склонить сердце Божие, ибо Бог свободно, через сердца, совершает Свое спасительное дело Своею Премудростью, Своим Сыном.

ВЗ

Вескость этого выражения проистекает не столько от самого слова О., уже применявшегося по поводу сотворения ч‑ка в вавилонских и египетских поэмах, сколько от всего контекста ВЗ: *ч-к – О. не какого–либо бога, к-рого самого представляют себе по образу ч‑ка, но Бога до такой степени трансцендентного, что запрещается изображать Его; притязать на это звание О. Божия может только ч-к, в чем и заключается его высшее достоинство (Быт 9, 6).

Согласно повествованию Быт. 1, 26–29, быть сотворенным по О. и подобию Божию – значит иметь господство над тварным миром, а также, по–видимому, если не творить, то по крайней мере рождать живые существа (1, 27 сл.; 5, 1 слл; ср Лк 3, 38). В текстах ВЗ обычно развивается первая тема – о владычестве (Пс 8; Сир 17). В то же время, понятие О. Божия, применяемое как прямо, так и косвенно в этих текстах, обогащается уточнениями и дополнениями. В Пс 8 оно как будто отождествляется с неким состоянием «славы и чести», «не много умаленным пред ангелами» (евр. ниже Бога; букв. – ниже богов). В Прем 2, 23, ч-к уже не только сотворен «по» О. Божию – выражение не вполне ясное, оставлявшее доступ некоторым раввинистическим толкованиям, – но он именно есть «образ» Божий. Наконец, в том же отрывке ясное выражение получает такой важный элемент подобия между Богом и ч-ком, как бессмертие. Что касается александрийского иудаизма (ср Филон), то он различает два творения согласно двум повествованиям Бытия: только небесный ч-к сотворен по О. Божию, земной ч-к извлечен из праха. Это умозрение относительно двух Адамов вновь появляется в переработанном виде у ап. Павла (1Кор 15).

НЗ

НЗ не только несколько раз применяет к ч-ку выражение «образ Божий» (1Кор 11, 7; Иак 3, 9), но и довольно часто использует и развивает эту тему. Так, заповедь Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 48) представляется последствием и требованием учения о ч-ке как О. Божием. То же надо сказать о незаписанном изречении (аграфе) Христа, приведенном Климентом Александрийским: «увидеть брата твоего (значит) – увидеть Бога»; это убеждение лежит в основе уважения к ближнему (Иак 3, 9; ср Быт 9, 6) и нашей любви к нему: «Не любящий *брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин 4, 20). Но этот О., каким является ч-к, еще несовершенен и греховен, нуждается в усовершенствовании; совершенный же О. провидит ВЗ-ная Премудрость и осуществляет Христос.

Ч-к лишь несовершенный О., Премудрость же «чистое зеркало действия Божия и О. благости

Его» (Прем 7, 26). Так как она существует «от начала, прежде бытия земли» (Притч 8, 23), то можно заключить, что она предстояла и при сотворении ч‑ка. Отсюда понятны нек–рые философские взгляды александрийского иудейства, отзвуки к-рых слышатся у Филона. У него О. Бога, т. е. Логос, представляется орудием Бога при творении, первообразом, образцом, началом, старшим сыном, сообразно к-рому Бог сотворил ч‑ка.

Само это выражение встречается только в посланиях Павла, однако соответствующее представление есть и в Еванг. от Иоанна. Между Христом и Пославшим Его, между *Сыном Единородным, открывающим Отца Своего, и *Богом невидимым (Ин 1, 18) единство таково (5, 19; 7, 16; 8, 28 сл.; 12, 49), что оно предполагает больше, чем простое полномочие; *миссия Христа, превосходя миссию пророков, родственна миссии *Слова и *Премудрости Божией; она предполагает, что Христос есть отблеск славы Божией (17, 5, 24) и что между Ним и Его Отцом существует то подобие, к-рое ясно выражено в следующем утверждении, где встречается, если не само слово, то во всяком случае тема этого О.: «Кто Меня увидел, увидел Отца» (14, 9).

Павел, применяя к ч-ку учение кн. Бытия (1Кор 11, 7), использует при случае раввинистические и Филоновы толкования о двух *Адамах, к-рые он прилагает к Самому Христу (1Кор 15, 49), а затем к новому ч-ку (Кол 3, 10). Но в конечном итоге только в свете Премудрости – к-рая есть совершенный О. – он признает Христа как О. Божий (2Кор 3, 18–4, 4). Не оставляя этих источников, Павел в дальнейшем старается подойти еще ближе к *тайне Христа: в Рим 8, 29 Христос есть О. в силу Своего Богосыновства, а согласно Кол 3, 10, Он предстоит, как О., при *сотворении нового *ч‑ка. Благодаря этим, сходящимся к одной точке, древним элементам и новым данным, понятие О. Божия, каким оно у Павла применяется ко Христу, в особенности в Кол 1, 15, становится весьма сложным и богатым: это – подобие, но подобие духовное и совершенное, в силу *Богосыновства «прежде сотворения мира»; изображение, в самом абсолютном смысле слова, невидимого Отца; космическая суверенная власть *Господа, налагающая свой отпечаток на мир видимый и на мир невидимый; О. Бога по бессмертию: первородный из мертвых; единый и единственный О., обеспечивающий единство всех существ и единство Божия замысла: начало творения и начало восстановления через новое творение.

Все эти элементы действуют как притягательные силы на ч‑ка, к-рый, будучи О-м несовершенным и греховным, нуждается в О. совершенном, к-рый есть Христос, чтобы вновь обрести и свершить свое первоначальное назначение: облекшись в образ земного Адама, он должен облечься и в образ Адама небесного (ср 1Кор 15, 49). Между этими двумя О., соединенными в одном и том же замысле Божием (см Рим 8, 29; Евр 1, 3, 14), есть и некая сокровенная связь, и некий разрыв, произведенный грехом и некое динамическое соотношение. Этот динамизм проявляется тоже и преимущественно у хр–на: став уже одним существом со Христом (Рим 6, 3–6; Кол 3, 10), он – чадо Божие (1Ин 3, 2) и под действием Господа преображается от славы в славу, в образ Сына, первородного между многими братьями (2Кор 3, 18; Рим 8, 29). Завершением этого процесса прославления будет воскресение, к-рое даст возможность хр–ну окончательно облечься в О. Адама небесного (1Кор 15, 49) и сообразовать «уничиженное тело наше»… «славному телу Его» (Флп 3, 21).

PL

– > Адам I 1, 3 – Бог ВЗ III 5 – видеть – идолы – Иисус Христос II 1 г – культ ВЗ I – лицо 5 – пример, образец – прообраз – человек


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle