под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ОБЛАКО

Подобно *ночи или *тени, О. может обозначать двойной религиозный опыт: благотворную близость Божию или наказание со стороны Того, Кто скрывает Свое лицо. Больше того, это преимущественно символ, обозначающий тайну божественного присутствия: оно являет Бога и вместе с тем Его прикрывает. Естественный символизм О-ков, облегчающий созерцание всемогущей Премудрости (Иов 36, 22–37, 24), вероятно способствовал выражению опыта присутствия Божия. Действительно, О. представляются нам в двух главных видах. Легкие и быстрые (Ис 60, 8), они предвозвестники, иногда обманчивые (Иов 7, 9; Ос 6, 4; 13, 3; Иуд 12), но чаще обещающие благотворный дождь (3Цар 18, 44 сл.; Ис 5, 6; Пс 77, 23). Поэтому понятно, что они могут стать «колесницей Ягве» (Пс 103, 3). С другой стороны, темные, густые, нависшие как туман, они образуют густую завесу вокруг неба (Иов 22, 13, 14) и Божественной обители (Пс 17, 12), покрывают землю страшной тенью (Иез 34, 12; 38, 9, 16), идут с угрожающим вихрем (Наум 1, 3; Иер 4, 13).

1. Столп облачный и столп огненный. – Согласно книге Исход, евреи были руководимы *столпом, принимавшим двойной вид: «Ягве же шел перед ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе *огненном, светя им, дабы идти им днем и ночью» (Исх 13, 21, 22). Господь присутствует среди Своего народа все время, чтобы он мог продолжать свой путь. Он защищает его также от его врагов; столп меняет свой вид уже не по времени, а по людям: «Столп был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других» (14, 20); говорится даже о «столпе облачном и огненном» (14, 24), чем показываются две стороны божественной тайны: святость, недоступная грешнику, близость благодати для избранного. В Боге эти противоречия разрешаются; у ч‑ка они выражают присутствие или отсутствие греха. Это сосуществование облака и огня, столь дорогое для мистического благочестия, вновь появляется в последующей традиции (Втор 1, 33; Неем 9, 12; Пс 77, 14; 104, 39; Прем 17, 20–18, 4): Бог говорил не об образе, сделанном ч-ком, а «о среде огня, облака и мрака» (Втор 5, 22).

2. Облако и слава Ягве. – Бог говорил с Синая; О. покрывало гору в течение шести дней, а Ягве сошел в виде огня (Исх 19, 16 слл). Согласно элогистским и священническим традициям, облачный столп был Ангелом Божиим (14, 19), прежде чем стать присутствием «Духа Святаго… и Ягве» (Ис 63, 14), и образ О‑ка помогал лучше представить божественную трансцендентность. Нет больше огня и О., но огонь в О.: О. становится завесой, к-рая прикрывает Божию *славу от нечистых взоров; подчеркивается не столько разница между людьми, сколько расстояние между Богом и ч-ком. Доступное и вместе с тем непроницаемое О. позволяет достигнуть Бога, не видя Его лицом к лицу, ибо «человек не может видеть Меня и остаться в живых» (Исх 33, 20); из среды О., покрывающего гору, Ягве призывает Моисея, к-рый один может туда проникнуть (24. 14–18). С другой стороны, если О. прикрывает славу, оно вместе с тем и являет ее: «Слава Господня явилась в облаке» (16, 10); оно стоит неподвижно при входе в скинию собрания (33, 9, 10) или определяет передвижения народа (40, 34–38). Ассоциируясь в известной мере с вышеуказанной символикой, О. соприкасается с огнем славы (Числ 9, 15): ночью в нем был огонь (Исх 40, 38).

Позднее, во время освящения Храма Соломоном, *Храм был «наполнен» О., славой (3Цар 8, 10 слл; см Ис 6, 4 сл.). Иезекииль видит это О., прикрывающее Славу, когда она покидает Храм (Иез 10, 3 сл.; см 43, 4), и иудейство мечтает о его возвращении вместе со Славой (2 Макк 2, 8).

3. Облака эсхатологические. – Как и в теофаниях Исхода, *День Ягве сопровождается тучами и О-ми; они обозначают пришествие Бога как Судьи (см Числ 17, 7), либо посредством их естественной символики, либо при помощи метафоры – небесной колесницы. Это напр., *густой туман (Ис Нав 24, 7), к-рый служит для представления пришествия Господа: это «день облака и мглы» (Соф 1, 15; Иез 30. 3, 18; 34, 12; Наум 1, 3; Иоил 2, 2). О. возвещает вихрь (Иер 4, 13), к-рый, пройдя, оставляет воспоминание о завесе, за к-рой укрылся Ягве: «Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила наша молитва» (Плач 3, 44). Тучи могут также обозначать время нового Исхода (Ис 4, 5) и обеспечить надежду спасения: «И облака да проливают правду» (Ис 45, 8). Исходя из метафоры, представляющей Ягве являющимся на колеснице (Пс 103, 3), «восседающим на облаке легком» (Ис 19, 1), среди окружающих Его (2Цар 22, 12; Пс 96, 2), образ запечатлелся в апокалиптической письменности: «Вот с облаками небесными шел как бы *Сын Человеческий» (Дан 7, 13), владычество вечное К-рого не прейдет.

4. Христос и облако. – До Своего пришествия на О-ках небесных Сын Ч-ский воплотился от Девы Марии, на К-рую сошел *Дух Св. и К-рую осенила сила Всевышнего (Лк 1, 35). Когда Иисус преобразился, О. явило, как и в ВЗ, присутствие Бога, а также славу Сына (Мф 17, 1–8 п). Потом оно скрывает Его от взоров учеников, как доказательство пребывания Его на небе, за пределом видимого (Деян 1, 9), но присутствующим для Своих свидетелей (7, 5 сл.). Как и в ВЗ О. будет Его небесной колесницей, когда *Сын Ч-ский придет в последний *День «с» облаками или «на» облаках (Мф 24, 30 п; 26, 64 п). Так и тайновидец Откр, созерцает Сына Ч-ского «сидящего на белом облаке» (Откр 14, 14) и грядущего с О-ми (1, 7): таково явление Господа, Владыки истории.

5. Христиане в облаке. – Во время Преображения О. осенило не только Иисуса и Моисея с Илией, но и учеников (Лк 9, 34); оно соединило небо с землей, утверждая собрание учеников, начатое Иисусом вокруг Его слова. Войдя однажды в небесное О., ученики знали, что с этих пор они составляют общину с Иисусом и даже с небом в той мере, в какой они внимают Его слову. По другому преданию, как возвещало пророчество (Ис 63, 14), *образ уступает место действительности, О. – Духу. Тогда как Евреи были «*крещены в (в имя) Моисея, в облаке и в море» (1Кор 10, 1), хр–нин крещен во (имя) Христа в Духе Св. и в воде. Истинное О. – это Дух, К-рый открывает (Ин 14, 26), К-рый наставляет (16, 13). «Покрывало», подобное О-ку, лежавшее на лице Моисея, сиявшем преходящею славою, упало с того, кто обратился к Господу, К-рый есть Дух (2Кор 3, 12–18). Однако образ эсхатологических О-ков сохраняет свое значение, чтобы обозначать, что в последний День верующие будут также восхищены от земли для встречи с грядущим Господом (1Фес 4, 17; см Откр 11, 12).

XLD

– > Вознесение I, II 4, III – гроза – дом II 1 – небо IV – ночь ВЗ 1 – огонь ВЗ I 2 – присутствие Божие ВЗ II – слава III 2 – тень – Храм ВЗ I 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle