под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

НЕНАВИСТЬ

Н. – это противоположность любви, но она и близка к ней. Любовь Амнона к Фамари внезапно переходит в жестокую Н., ибо страсть его была слишком бурной (2Цар 13, 15). Многие библ. выражения, категорически противопоставляющие слова – любовь/ненависть (Мф 5, 43; 6, 24), предполагают естественной эту реакцию любви, направленную против того, кто был больше всех любим. Во Втор. имеется в виду то же душевное состояние, когда говорится о муже, возненавидевшем свою жену (22, 13, 16). Эта безудержность в реакциях находится в основе семитической речи, часто сопоставляющей парные противоположные слова, не отмечая промежуточных оттенков. Но действительность не всегда соответствует силе речи, напр., в полигамной семье, о жене, к-рую не предпочитают или просто меньше любят, говорится, что ее ненавидят (Втор 21, 15; ср Быт 29, 18, 31). Это помогает нам понять настоящий смысл удивляющих нас выражений (Лк 14, 26; ср Мф 10, 37), но религиозная проблема о происхождении Н. в точном смысле этого слова этим еще не разрешается. Почему и как появилась ненависть в ч-стве? Что имеется в виду в Библии, когда это понятие применяется к Богу? Каково отношение Иисуса к Н.?

1. Мир обуреваем ненавистью. – Н. между людьми есть явление постоянное. В Бытии отмечается ее наличие, начиная с первого ч-ского поколения, (4, 2–8) и Мудр, наблюдают ее трезвым взглядом (Притч 10, 12; 14, 20; 19, 7; 26, 24 слл; Сир 20, 8). По этому вопросу в Библии выносится принципиальное суждение. Н. есть зло, плод греха, ибо Бог сотворил людей *братьями, чтобы они жили во взаимной *любви. Типичный случай Каина ясно показывает, как Н., порожденная завистью, толкает на устранение ближнего и ведет к убийству. Этого достаточно, чтобы изобличить ее сатанинское происхождение, как это объясняется в кн. Прем.: завидуя счастью ч‑ка, диавол его возненавидел и стал причиной его смерти (Прем 2, 24). С тех пор мир предоставлен Н-и (Тит 3, 3).

2. Ненависть к праведнику. – Возникшая в самые отдаленные времена схема «зависть–ненависть- убийство» применяется всегда в одном смысле: *нечестивый ненавидит *праведника и ведет себя как его враг. Так действуют Каин по отношению к Авелю, Исав к Иакову, сыновья Иакова к Иосифу, Египтяне к Израилю (Пс 104, 25), нечестивые цари к пророкам (3Цар 22, 8), злые к *благочестивым в псалмах, чужеземцы к Помазаннику Ягве (Пс 17; 20), к Сиону (128), к Иерусалиму (Ис 60, 15). Значит таков постоянный закон: того, кого Бог любит, люди ненавидят, или оттого, что он выделяется и этим вызывает зависть, или оттого, что он является живым укором для грешников (Прем 2, 10–20). Во всяком случае в Его избраннике Н. имплицитно направлена против самого Бога, становящегося предметом Н. (1Цар 8, 7; Иез 3, 7).

3. Может ли праведник ненавидеть? – Может ли праведник в отмщение за эту Н., жертвой к-рой он является, в свою очередь ненавидеть? Среди народа Божия предписано любить *ближнего (Лев 19. 17 сл.); поэтому закон повелевает казнить убийцу, к-рый убил из Н. (Втор 19, 11 слл), и в то же самое время учреждает города–убежища, чтобы смягчить обычаи *отмщения кровью (19, 1–10).

Но есть другие случаи: напр., когда злые ненавидят праведников или когда дело касается врагов народа Божия; и те и другие ведут себя как враги Божии (Числ 10, 35; Пс 82, 3). Поведение, заповеданное здесь любовью Божией, может показаться странным. Израиль должен ненавидеть врагов Божиих, чтобы не подражать их поведению: в этом смысл свящ. *войны (см Втор 7, 1–6). Праведник, подвергшийся испытанию, у к-рого появилось бы искушение завидовать злым и им подражать (Притч 3, 31; Пс 36; 72), чтобы оградить себя от греха должен ненавидеть сборище грешников (Пс 25, 4 сл.; 100, 3 слл). «Любить тех, к-рые ненавидят Ягве» (2Пар 19, 2) значило бы соглашаться с нечестивыми и становиться неверным (Пс 49, 18–21). Ревностной любви Божией должна отвечать любовь нераздельная (Пс 118, 113; 96, 10). Надо во всем быть на Его стороне: любить то, что Он любит, ненавидеть то, что Он ненавидит (Ам 5, 15; Притч 8, 13; Пс 44, 8). Как же тогда не ненавидеть ненавидящих Его (Пс 138, 21 сл.)?

Такое отношение может стать двусмысленным и опасным: легко каждого личного или национального врага рассматривать как врага Божия, эгоистично присваивая себе преимущества Божественного *избрания. Опасность эта не была только воображаемой: обрекая на «вечную ненависть» партию Велиара, сектанты Кумрана отождествляли на самом деле «партию Бога» со своей замкнутой группой. «Ты будешь любить своего ближнего и ненавидеть своего врага» (Мф 5, 43): это не было написано в древнем Законе, но многие допускали такое неправильное толкование, продиктованное узкой односторонностью.

Как можно говорить о ненависти, говоря о Боге любви? Конечно, Бог не может ненавидеть ни одного существа, к-рое Он создал (Прем 11, 24), и было бы оскорблением обвинять Его в Н. к Его народу (Втор 1, 27; 9, 28). Но Бог любви есть также Бог *святый, Бог ревнивый. Сама Его любовь содержит в себе сильнейшее противодействие *греху. Он ненавидит *идолопоклонство Хананеев (Втор 12, 31; 16, 22) или Израиля (Иер 44, 4). Он ненавидит культовое *лицемерие (Ам 5, 21; Ис 1, 14), грабительство и преступление (Ис 61, 8), ложную клятву (Зах 8, 17), вероломство (Мал 2, 16), и вообще все грехи, к-рые перечислены в Притч 6, 16–19. Грешник до нек–рой степени составляет одно целое со своим грехом; он ставит себя в положение *врага, т. е. «ненавистника» Бога (Исх 20, 5; Втор 7, 10; Пс 138, 21; Рим 1, 30). Полная несовместимость, к-рую по своей вине он создает между Богом и собой, передается также в Библии в выражениях Н-и: Бог ненавидит «любящего *насилие» (Пс 10, 5), «почитателя суетных идолов» (30, 7), лицемера (Сир 27, 24) и вообще «всех делающих беззаконие» (Пс 5, 6 слл). Он ненавидит неверного Израиля (Ос 9, 15; Иер 12, 8), как он ненавидел Хананеев из–за их преступлений (Прем 12, 3). Случай несколько сложнее, когда Он говорит: «Я возлюбил Иакова и возненавидел Исава» (Мал 1, 2 сл.; Рим 9, 13); здесь Иаков обозначает Израиль, а Исав – Едом (Мал 1, 4; ср Быт 25, 30; 32, 28); Бог клеймит т. обр. насилия Едома над Израилем (ср Пс 136, 7; Иез 25, 12 слл; Авд 10–14); этим выражением он показывает также, что *избрание означает предпочтение, подобное предпочтению ч‑ка в многобрачии, к-рый «любит» одну из своих жен и «ненавидит» другую (ср Быт 29, 31 слл; Рим 9, 11 слл).

Но если это предпочтение и это отталкивание являются положительными реальностями, в к-рых Бог проявляет Себя во всей силе, все же нельзя назвать их Н., если не очистить это слово от всего того, что в нашем греховном мире включается в него: от злопамятности, желания вредить и уничтожать. Итак, если Бог ненавидит грех, можно ли сказать, что Бог действительно ненавидит грешника, когда Он «не хочет его смерти, но хочет, чтобы он *обратился и жил» (Иез 18, 23)? Бог через *избрание и *наказание преследует единственную цель любви по отношению ко всем людям; Его *любовь будет иметь последнее слово. Оно полностью раскрыто в Иисусе. Поэтому НЗ никогда не говорит о Н. в Боге.

1. Ненависть мира против Иисуса. – Приходя в мир, обуреваемый страстью Н., Иисус видит, как на Него устремляются ее различные проявления: Н. к Избраннику Божию, К-рому завидуют (Лк 19, 14; Мф 27, 18; Ин 5, 18), Н. к Праведнику, присутствие К-рого служит укором (Ин 7, 7; 15, 24); начальники Израиля тоже Его ненавидят, потому что они хотят ревниво сохранить для себя божественное избрание (ср Ин 11, 50). За ними также весь лукавый *мир, к-рый ненавидит Его (Ин 15, 18): в Нем он ненавидит *свет, потому что все дела его злы (3, 20). Так исполняется тайна, возвещенная в Писании, о слепой и необоснованной Н. (Ин 15, 25): через Иисуса она направлена на Самого Отца (15, 23 сл.). Итак, Иисус умирает жертвой Н.; но Своей смертью Он убивает Н. (Еф 2, 14, 16), ибо эта смерть является делом *любви, к-рая возвращает любовь в мир и окончательно утверждает ее в нем.

2. Ненависть мира к христианам. – Всякий, *следующий за Иисусом, познает ту же участь. *Учеников будут ненавидеть «из–за Его *Имени» (Мф 10, 22; 24, 9). Они не должны этому удивляться (1Ин 3, 13); они даже должны этому радоваться (Лк 6, 22), ибо они этим приобщаются к судьбе своего *Учителя; мир их ненавидит, потому что они не от мира (Ин 15, 19; 17, 14). Так открывается враг, к-рый действовал от начала (8, 44); но Иисус молился о них не для того, чтобы они были взяты из мира, но чтобы были ограждены от Лукавого.

3. Ненавидеть зло, но не людей. – Подобно Иисусу, «в К-ром князь мира сего не имеет ничего» (Ин 14. 30; 8, 46), как Святый Бог, Святый Отец (17, 11), ученики должны ненавидеть зло, знать, что есть радикальная несовместимость между Богом и миром (1Ин 2, 15; Иак 4, 4), Богом и *плотию (Рим 8, 7), Богом и маммоной (Мф 6, 24); чтобы уничтожить в себе всякую причастность ко злу, они должны отказаться от всего и возненавидеть самих себя (Лк 14, 26; Ин 12, 25). По отношению к другим людям у них в сердце не будет никакой Н.: «Кто ненавидит брата своего, тот во тьме» (1Ин 2, 9, 11; 3, 15). Любовь является единственным правилом, даже по отношению к врагам (Лк 6, 27).

Итак, после рассмотрения библейского понимания Н., положение становится ясным для хр–на и ему указано определенное правило поведения: любить всех людей, ненавидеть себя. Ч-к вне Христа (Еф 2, 11 слл; Тит 3, 3 сл.) мог воображать, что в Н. он найдет самоутверждение, но время Каина миновало; хр-н знает, что только любовь дает жизнь и уподобляет Богу (1Ин 3, 11–24).

JB

– > брат ВЗ 1 – война НЗ II 1 – враг – гнев – гонение I а – грех IV 2 г – любовь – насилие – отмщение, месть –


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle