под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

НАЧАТКИ (ПЕРВИНЫ)

1. Закон. – Н. (евр. биккурим, от корня бкр – родиться раньше) называют нек–рую часть, взимаемую с первых, «начальных» плодов земли (евр. ре́шит, греч. άπαρχή), считавшихся «лучшими» из всего урожая. У Израиля, как и у других народов (Египтян, Вавилонян, Греков, Римлян), эти первые плоды приносились в жертву божеству. Евр. закон постепенно уточнил обязательство и способы его выполнения, тогда как первоначально оно осуществлялось свободно и без определенных обрядов (Быт 4, 3 сл.). Можно было бы проследить этапы этого развития по текстам различных эпох: напр., Исх 22, 28 – приношение «начатков от гумна и от точила», «самых первых плодов земли» (Исх 23, 19; ср 34, 26); подробное описание обряда во Втор 26, 2…; распространение закона на уже обработанные продукты, извлеченные из плодов (Числ 15, 20; Иез 44, 30; Лев 23, 17, 20; ср 4Цар 4, 42; Втор 18, 4; ср Тов 1, 6). В священническом законодательстве говорится также о двух более торжественных приношениях: первого снопа ячменя на *пасхальной неделе (Лев 23, 10 сл.) и Н. жатвы пшеницы на Пятидесятницу (Исх 34, 22; Лев 23, 17), называемую по этой причине «днем первых плодов» (Числ 28, 26).

2. Разные стороны обряда

а) Богослужебный обряд, отождествляемый с *жертвоприношением в Лев 2, 12, имеет сложное значение. Это приношение было равнозначно выражению благодарности Богу – Владыке природы и источнику всякого плодородия. Исповедание веры, к-рое, согласно Втор 26, 3, выражает смысл данного обряда, добавляет важное уточнение. Оно содержит прямую ссылку на исход из Египта и на овладение Ханаанской землей: «Вот, я принес начатки от земли, которую Ягве дал мне» (Втор 26, 10 евр.). Приношение, совершаемое Евреем, является ответом на щедрость Божию, проявляющуюся в течение истории. *Дар Божий вызывает дар со стороны ч‑ка. Это принцип, имеющий универсальное значение.

б) Обряд имел и другую сторону: посвящение Богу первых плодов *освящает весь урожай, ибо часть как бы замещает целое (Рим 11, 16). Т. обр., через это символическое действие, совокупность земных благ переходит из области мирской в область священную. Теперь это – освященные плоды для святого народа! Представление, что освященная часть оказывает освящающее действие на всю массу, встречается в Библии и в других местах, где речь идет о более высоких реальностях. Так, Израиль (Иер 2, 3), хр–не (Иак 1, 18) и, в частности, первые обращенные (Рим 16, 5; 1Кор 16, 15) или девственники (Откр 14, 4) сравниваются с Н-ми, взятыми из всей массы и посвящаемыми Богу или Христу. В спасительном замысле такие посвященные избранники деятельно участвуют в освящении мира. Согласно 1Кор 15, 20, 23, Христос воскресает как «начатою), чтобы все усопшие последовали за Ним в славу. Возможно, что Павел, в Кол 1, 15 слл, вдохновляется местом в Притч 8, 22, где божественная Премудрость называется «началом» Божия дела или всемогущества. Как в порядке творения, так и в порядке искупления, Христос реализует два аспекта, содержащиеся в понятии Н.: первоочередность и влияние. Этот образ развивается в Рим 8, 23, где «Н. Духа» обозначает предвосхищение и залог конечного спасения хр-н.

3. Десятина. – В ВЗ с Н. часто связывается десятина (евр. ма’азер от корня «десять» или, может быть, первоначально «возлияние»). Древнейшее законодательство не упоминает этого обычая (Исх 20–23), хотя он уже существовал с давних времен (Ам 4, 4; ср Быт 28, 22). По–видимому, десятина сначала совпадала с Н. (Втор 12, 6, 11, 17; 14, 22); с другой стороны, в нек–рых позднейших текстах (Иез 44, 30; Числ 18, 12…) значение принесения Н. как жертвоприношения стушевывается: они становятся священным налогом в пользу духовенства (Мал 3, 10; ср 45, 20; Неем 10, 36…). Под конец десятина четко отличается от Н. и заключается в обязанности вносить десятую часть от плодов земных и от стада.

Принесение первенцев из числа животных (бекорим) и людей, т. е. «всего, что разверзает ложесна», представляет собою частный случай применения закона о Н. «Книга Завета» предписывает «*давать» Ягве первенца как ч-ского, так и от крупного и мелкого скота (Исх 22, 28 сл.). Богослужебный кодекс указывает на причину этого: «Все разверзающее ложесна – Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец» (Исх 34, 19). Но, как и в случае первых плодов, к основному принципу абсолютной суверенности Божией добавляется побуждение исторического характера: дар приносится Господу, Освободителю Своего народа, и он увековечивает память о той ночи, когда Ягве «умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота» (Исх 13, 15).

Если Закон имеет в виду одновременно и ч-ских первенцев и первенцев из скота, то осуществляется он в том и в другом случае по–разному. Всякого первенца от животных приносили в жертву (Исх 13. 15; ср Втор 15, 20; Числ 18, 17) или выкупали (Исх 13. 13; 34, 20; Лев 27, 27). Что же касается первого ребенка, то ч-к «дает» его, т. е., согласно толкованию Исх 13, 2, «посвящает» его Господу. Каким обр.? Предполагали, что обрезанием. Варварский обычай умерщвления детей, установленный при раскопках в Гезере и в Таанаке, привел нек–рых авторов к допущению возможности существования подобных жертвоприношений также и у Израиля. Предполагается, что первоначально их считали законными. Несомненно, что под финикийским влиянием эти обычаи проникли в народ (3Цар 16, 34) в эпоху религиозного синкретизма. Ахаз «сына своего провел чрез огонь» (4Цар 16, 3); Манассия следует его примеру (4Цар 21, 6); Мих 6, 7 содержит намек на этот жестокий обычай. Но израильский обрядовый кодекс прямо осуждает это извращение (Втор 12, 31; 18, 10 слл; Иер 7, 31; 19, 5; 32, 35; Лев 18, 21; 20, 2 слл). Конечно, Господь имеет право на Н. жизни (Быт 22, 2), но Он отвергает жертвоприношение сынов ч-ских: первенцев следует не умерщвлять, а выкупать. Повествование о жертвоприношении Исаака иллюстрирует закон о выкупе–замещении, предписанном в Исх 13, 13; 34, 20. Позже этот выкуп заменяется посвящением Богу левитов, к-рые заступают место первенцев (Числ 3, 11 слл; 8, 16). Придет день, когда Иисус, начаток от ч-ства, принесет Себя Отцу Своему руками Девы Марии (Лк 2, 22 слл); тогда Он сообщит предписаниям ветхого закона всю полноту их значения.

СН

– > дар ВЗ 2 – надежда НЗ III – новый I – плод II – Пятидесятница I 1 – трапеза II – хлеб II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle