под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

МИЛОСТЫНЯ

ВЗ

1. Значение слова. – В евр. языке нет специального слова для обозначения М. Франц, aumône – перевод греч. έλεημοσύνη, к-рым в тексте LXX обозначается либо *милость Божия (Пс 23, 5; Ис 59, 16 – греч. и ц. слав), либо (в редких случаях) «праведность», чистосердечный ответ ч‑ка Богу (Втор 6, 25 – греч. и ц. – слав) либо, наконец, милость ч‑ка к себе подобным (Быт 47, 29 – греч. и ц. слав). Последняя бывает подлинной только, если она выражается в действиях, среди к-рых значительное место занимает материальная поддержка, оказываемая тем, кто в ней нуждается. Под конец греч. слово сохраняет уже только этот определенный смысл «милостыни» в НЗ, как это было уже и в наиболее поздних книгах ВЗ: Дан, Тов, Сир. В этих трех книгах, однако, говорится еще: Божия έλεημοσύνη по отношению к ч-ку (Дан 9, 16; Тов 3, 2; Сир 16, 15; 17, 27 – греч. и ц. слав); во всей Библии М. как проявление доброты ч‑ка к брату своему является прежде всего подражанием действиям Самого Бога, К-рый первый проявил Свою благость к ч-ку.

2. Долг милостыни. – Если слово и возникло поздно, то понятие М. такое же древнее, как библ. религия, с самого начала требующая *любви к *братьям и к *бедным. Так, в *Законе мы находим уже точно изложенные и несомненно древние виды М.: обязанность оставлять часть урожая, чтобы их подбирали бедные (Лев 19, 9; 23, 22; Втор 24, 20 сл.; Руф 2), или десятину раз в три года в пользу тех, кто сам не владеет землей: левитов, *чужеземцев, сирот, вдов (Втор 14, 28 сл.; Тов 1, 8). Нищие всегда будут на земле и надо щедро и великодушно откликаться на их просьбы (Втор 15, 11; Притч 3, 27 сл.; 14, 21), «не оскорбляя (их) словами» (Сир 18, 15 слл).

3. Милостыня и религиозная жизнь. – Такая М. должна быть не простой филантропией, а религиозным действием. Часто связанная с чрезвычайными богослужебными торжествами (2Цар 6, 19; 2Пар 30, 21–26; 35, 7 слл; Неем 8, 10 слл), щедрая М. входит естественно как составная часть в праздничный обиход (Втор 16, 11, 14; Тов 2, 1 сл.). Более того, такие действия восходят к Самому Богу (Притч 19, 17) и как бы дают право на Его *воздаяние (Иез 18, 7; ср 16, 49; Притч 21, 13; 28, 27) и на *прощение грехов (Дан 4, 24; Сир 3, 30). Они равносильны принесению *жертвы Богу (Сир 35, 2). Отдавая свое имущество, ч-к создает себе сокровище (Сир 29, 12 слл). «Блажен, кто помышляет о бедном и нищем» (Пс 40, 1–4; ср Притч 14, 21). Старый Товит обращается к своему сыну со следующим наставлением: «Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу… и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню (Тов 4, 7–11, 16 сл.).

НЗ

По пришествии Христа М. сохраняет свою ценность, но включается в новое домостроительство, сообщающее ей новый смысл.

1. Частая милостыня. – Верующие горячо приветствуют ее, особенно, когда она исходит от *чужеземцев, «боящихся Бога» и сочувственно относящихся к их вере (Лк 7, 5; Деян 9, 36; 10, 2). Сам Иисус указал на нее как на один из трех столпов религиозной жизни, наряду с *постом и *молитвой (Мф 6, 1–18).

Но, настаивая на М., Иисус вместе с тем требует, чтобы она делалась с полным бескорыстием, не напоказ (Мф 6, 1–4), «ничего не ожидая обратно» (Лк 6, 35; 14, 14) и даже без меры (Лк 6, 30). Нельзя удовлетворяться достижением какого–то предписанного «тарифа», как бы он ни был высок: традиционная десятина в устах Иоанна Крестителя как будто заменяется раздачей половины имущества (Лк 3, 11), что Закхей и осуществляет на деле (Лк 19, 8); но и этого нельзя считать достаточным: Христос призывает своих не отказывать ни в какой просьбе (Мф 5, 42 п), ибо *нищие всегда с нами (Мф 26, 11); и, если у нас нет уже ничего своего (ср Деян 2, 44), то остается долг передавать *дары Христовы (Деян 3, 6) и *трудиться на пропитание нуждающихся (Еф 4, 28).

2. Христос и милостыня. – М. является основным долгом хр–на: глубина ее смысла определяется силой веры во Христа.

а) Иисус утверждает, согласно иудейскому преданию, что М. служит источником *награды на небесах (Мф 6, 2, 4), что ею создается сокровище на небе (Лк 12, 21, 33 сл.), благодаря приобретаемым там *друзьям (Лк 16, 9), и достигается это не через корыстный расчет, а благодаря тому, что в наших несчастливых *братьях мы достигаем Самого Христа: «Сделав для одного из братьев Моих меньших, вы для Меня сделали» (Мф 25, 31, 46).

б) Если ученик должен раздать все как М. (Лк 11. 41; 12, 33; 18, 22), то это прежде всего, чтобы иметь возможность *следовать за Христом, не жалея о своем имуществе (Мф 19, 21 сл п), затем, чтобы быть щедрым как Сам Иисус, К-рый, «будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор 8, 9).

в) Наконец, желая показать, что хр–ская М. подчиняется законам иным, чем простая филантропия, Иисус без колебаний взял под Свою защиту, вопреки Иуде, бескорыстный поступок женщины, «потерявшей» стоимость трехсот рабочих дней тем, что она возлила на Него драгоценное миро: «Нищих вы всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете» (Мф 26, 11 п). Нищие «всегда будут среди земли» (Втор 15, 11), что естественно для домостроительства греховного ч-ства; Иисус же противопоставляет этому домостроительство сверхприродное, мессианское; и первое получает свой истинный смысл только во втором: хр–ская помощь бедным может иметь своей исходной точкой только любовь Божию, явленную в Страстях и смерти Иисуса Христа.

3. Милостыня в Церкви. – И в наше время нужны нек–рые действия без утилитарного значения, показывающие разницу между Евангелием Царства и борьбой за упразднение нищеты, но долг помогать ближнему остается во всей своей силе, ибо иначе нельзя найти «отнятого Жениха» (ср Мф 9, 15); «Кто… видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» (1Ин 3, 17; ср Иак 2, 15). Как совершать таинство евхаристического *причастия, если не делить по–братски свое имущество (1Кор 11, 20 слл)?

Но М. может иметь и еще более широкое значение, она может означать *единство Церквей. Это и имеет в виду ап. Павел, когда он дает священное наименование производящемуся им сбору пожертвований в пользу Иерусалимской Матери–Церкви: это – «*служение святым» (диакония) (2Кор 8, 4; 9, 1, 12 сл.), «благодарение Богу» (литургия) (9, 12). В самом деле, чтобы засыпать ров, возникший между Церковью из язычников и Церковью из иудеев, Павел старается существенными М. выразить единство обоих категорий членов одного и того же *Тела Христова (ср Деян 11, 29; Гал 2, 10; Рим 15. 26 сл.; 1Кор 16, 1–4). В 2 Кор (8–9) мы видим красноречивейшую проповедь в пользу бедных, где он разъясняет, как надо стремиться к установлению равенства между братьями (8, 13), подражая щедрости Христа (8, 9); чтобы Бог прославлялся (9, 11– 14), надо «сеять щедро», «ибо доброхотно дающего любит Бог» (9, 6 сл.).

CW

– > бедные ВЗ II – богатство I 3, III 2 – голод и жажда ВЗ 2, НЗ 3 – дар ВЗ 3 – любовь II – милосердие НЗ II – пост 0, 2 – правда А ВЗ 4


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle