под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

МЕЛXIСЕДЕК

М. появляется в Библии как покровитель Авраама, предшественник Давида и прообраз Христа.

1. Мелхиседек и Авраам (Быт 14). – М. царь и, следовательно, священник Салима (отождествляемого в Пс 75, 3 с Иерусалимом) предлагает Аврааму трапезу *хлеба и *вина по обряду *союза (Быт 31, 44–46; Ис Нав 9, 12–15); он преподает Аврааму свое *благословение и получает от Авраама дань за свое покровительство.

Все эти действия совершаются перед лицом Эль Элиона, *Бога Всевышнего, прародительского Бога семитских племен, к-рого М. считает по меньшей мере Всевышним Богом, а Авраам – Единым. Главная роль здесь принадлежит М., священнику не иудейскому. Еврей Авраам, прародитель священников колена Левиева, занимает по отношению к нему низшее положение. Раввинистическое толкование замалчивало это; хр–ское же – оживило в памяти.

2. Мелхиседек и Давид (Пс 109). – Утвердившись в Иерусалиме, Давид проводит как бы политику освоения. 109-й псалом представляет царя Израильтян как продолжателя славного М. Ягве клянется своему *помазаннику как царю в Иерусалиме: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека.» Гиперболическое выражение по отношению к преходящим мессиям становится истинным для последнего Мессии, к К-рому после Изгнания псалом 109-ый обращает надежды Израиля. Тем, кто читает его, воистину предстоит в упованиях Спаситель, сочетающий в Себе священство и царство.

Пророки возвестили, что в грядущем власть царская и власть священническая соединятся (Иер 33, 14–22; Зах 3–6). Нек–рые требовали, чтобы царская власть принадлежала первосвященнику. Так и было у Маккавеев (1 Макк 10, 20, 65; 14, 41, 47). На это возлагали надежды иудейские составители «Заветов Двенадцати Патриархов» (в особенности Завета Левия). Другие, напротив, сохраняя верность направлению, данному М. и Давидом, предпочли признать верховное священство за будущим царем. На деле же, тесное единство очищенного испытанием царства и подлинного священства осуществилось только в Иисусе Христе.

3. Мелхиседек и Иисус (Евр 7; ср 5, 6–10; 6, 20). – Иисус как ч-к происходит не только от Авраама, но прежде всего от Адама (Лук 3, 23–38). Согласно посл. к Евр., Иисус–священник осуществляет совершенное священство, не связанное со священством Левия (Иисус и происходит из колена Иудина). Ему присуще царское священство Мессии, сына Давидова, преемника Мелхиседекова (Пс 109). Уже в кн. Быт. этот священник–царь выше священников- левитов, ибо в лице своего прародителя Авраама сыны Левия почтительно склонились перед ним, получили его благословение и принесли ему дань.

Образ, имя и сан М. как бы намечают черты Иисуса. Появившись «без конца и начала», он предвосхищает Христа – вечного священника. Имя Мелхи–седек значит: «Мой царь – правосудие». Царь Салима почти однозвучно царю Шалома, т. е. царю *мира (покоя). А именно Иисус и принес миру справедливость и мир. Торжественная клятва 109-го псалма не касается священников–левитов, грешных, смертных и, следовательно, многочисленных, сменяющихся из поколения в поколение, служителей уже превзойденного Завета. Клятва эта обращается к Царю–священнику, истинному сыну Давидову, Иисусу непорочному, бессмертному и, следовательно, единому, к служителю Нового и окончательного Завета–Союза, ознаменованного Хлебом и Вином, как некогда договор с М.

Т. обр., М., чуждый Израилю, принадлежащий к «народам», но человек благочестивый, «самоучка в познании Бога» (Филон), могущественный друг Авраама, признанный Давидом, предвосхищающий Иисуса, был необычайно возвышен. Имя М. упоминается в требнике (при освящении алтарей) и в служебнике (в евхаристической молитве). Он – свидетель всемирности Божиих замыслов. Бог, чтобы привести нас ко Христу, пользовался не только Израилем, но и язычниками.

РЕВ

– > Аарон 2 – благословение II 3 – Бог ВЗ II 1 – Иерусалим ВЗ 11 – Мессия НЗ II 2 – народы ВЗ 2 б – священство ВЗ I 1, 3, НЗ I 3 – сотворение ВЗ I – хлеб II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle