под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

МАННА

М. – это пища, к-рую Бог дал Израилю во время странствования по пустыне (Ис Нав 5, 12); важно не определение природы М., а понимание ее символического смысла; истолкование этого названия – «Что это?» (евр. – ман ху: Исх 16, 15) – подчеркивает ее таинственность: и действительно, Бог, давая Своему народу возможность просуществовать, вместе с тем имел в виду его испытать (16, 4, 28). Этот чудесный дар вызвал в предании многочисленные комментарии, о к-рых свидетельствуют повествования Пятикнижия (Исх 16; Числ 11, 4–9), псалмы и кн. Прем. Сол. (16, 20–29); М. т. обр. подготовила откр. об истинном хлебе с неба, возвещением и прообразом к-рого она была (Ин 6, 31 сл.).

1. Манна и испытание в пустыне. – Находясь в пустыне в трудном положении, маловерный народ предъявляет Богу требование действовать: «Есть ли Ягве среди нас, или нет?» (Исх 17, 7); Бог ему отвечает явлением Своей славы, и затем – дарованием манны (16, 7, 10 слл). С другой стороны, манна – это испытание, к-рому Бог подвергает Свой народ, чтобы его *воспитать: «Признаете ли вы, что Я – Бог ваш, и будете ли поступать по закону Моему?» (ср 16, 4, 28).

Даруя Израилю это средство просуществовать, Бог указывает ему на Свое действенное *присутствие (16, 12); и это знамение настолько выразительно, что память о нем Израиль должен хранить, ставя в *ковчеге Завета, рядом со скрижалями Закона, сосуд с манной (16, 32 слл; ср 25, 21; Евр 9, 4). Однако любое знамение требует ответа; дарование М. сопровождается предписаниями, к-рые должны испытать веру Израиля в Того, Кто ее дарует: собирать ее следует изо дня в день, ничего не сберегая на завтра, за исключением кануна *субботы, когда сбор должен производиться на два дня для соблюдения субботнего *покоя; т. обр., отношение народа к М. служит как бы пробным камнем, чтобы показать, *послушен ли он Богу, *уповает ли на Его слово (Исх 16, 16–30). Но и более того: лепешки из вареной М. имеют всегда один и тот же вкус, хотя он и не противен (Числ 11, 8). Израилю М. приелась, и он роптал, отказываясь понять испытание вместе с заключенным в нем уроком: вместо того чтобы рассчитывать на разную пищу земную (11, 4 слл), ч-к прежде всего должен искать поддержки в той, к-рая дается с неба, в символизируемой М-ю таинственной пище – *Слове Божием (Втор 8, 2 сл.).

2. Манна и эсхатологическое ожидание. – Размышляя в молитве перед Богом о своем прошлом, Израиль воспевает благодеяние, каким была М.: «хлеб небесный», «хлеб сильных» (евр.), хлеб ангелов, обитающих на небе (Пс 77, 23 слл; Пс 104. 40; Неем 9, 15). Прославляя этот чудесный дар, Мудр. стараются вообразить, какими качествами должна обладать небесная *пища, та, к-рую Творец даст Своим детям на эсхатологическом пиру; об этой пище – предмете ожидания Израиля – и размышляет составитель кн. Прем. Сол. в своем вдохновенном комментарии (мидраш) на Исход. М. будущего будет по *вкусу каждого и будет приспосабливаться к *желаниям детей Божиих. Они же, вкушая ее, будут еще более вкушать *сладость Творца, дающего все творение на услужение тем, кто верует в Него (Прем 16, 20 сл, 25 сл.). О той же М. в Откр. Ин говорится: она обещается тем, кого вера и свидетельство соделают победителем над Сатаной и миром (2, 17; ср 1Ин 5, 4 сл.).

3. Манна и истинный хлеб Божий. – Христос Своим жизненным примером в пустыне подтверждает ВЗ-ное учение: «Не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4, 1–4 п; ср Втор 8, 3). Это учение Он возобновляет, питая народ Божий чудесным *хлебом. Этот хлеб, насыщающий народ (Мф 14, 20; 15, 37 п; ср Пс 77, 29), вызывает восторг, не имеющий отношения к *вере, к-рой требует Иисус (Ин 6. 14 сл.); ученики не лучше толпы понимают смысл дара и чуда; фарисеи же и саддукеи, движимые неверием, требуют тут же «показать им знамение с неба» (Мф 16, 1–4 п; ср Ин 6, 30 сл.; Пс 77, 24 сл.).

Между тем, истинный хлеб «с неба» – это не М., к-рая не избавляла от смерти, а Сам Иисус (Ин 6, 32 сл.), принимаемый верою (6, 35–50): это Его *плоть, даруемая «за *жизнь мира» (6, 51–58). Также и Павел имеет в виду ту же самую «духовную пищу», прообразом к-рой была М. в пустыне (1Кор 10, 3 сл.). Следовательно, евхаристическое богослужение с полным правом перенимает библ. образы, относящиеся к М. Приобщаясь таинственного хлеба евхаристической *трапезы, – по внешности всегда одного и того же, как и М., – хр–нин отвечает на определенное знамение Божие и свидетельствует о своей вере в Слово, сошедшее с неба; вот почему он уже теперь «питается хлебом ангелов, ставшим хлебом странников» (Lauda Sion – гимн западной литургии), удовлетворяющим потребностям всех и всем вкусам в течение нового *Исхода народа Божия. Более того, верующий уже является победителем в брани, к-рую он должен вести во время этого странствования, ибо он уже питается хлебом Самого Бога и живет Его вечной жизнью (Ин 6, 33, 54, 57 сл.; Откр 2, 17).

MFL

– > голод и жажда ВЗ 1 а – Евхаристия III 2 – пища II – пустыня ВЗ I 2 – хлеб III


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle