под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

КРОВЬ

В позднем иудействе и в НЗ двухчленное выражение «плоть и кровь» обозначает ч‑ка в его тленной природе (Сир 14, 19; 17, 30; Мф 16, 17; Ин 1, 13), то состояние, к-рое Сын Божий принял, придя на землю (Евр 2, 14). Но за исключением этого случая в Библии говорится только о пролитой К. (в смысле лат. eruor), всегда в связи с потерей или отдачей жизни, в отличие от греч. мышления, связывавшего понятие крови (в смысле лат. sanguis) с понятием продолжения рода и с эмоциональностью ч‑ка.

ВЗ

Как все древние религии, религия Израилева признает за К. свящ. характер, так как К. – это *жизнь (Лев 17, 11, 14; Втор 12, 23), а все, что касается жизни, связано с Богом, ее единственным Владыкой. Отсюда три вывода: запрещение убийства, запрет вкушать К. и употребление К. в культе.

1. Запрещение убийства. – Ч-к был сотворен по образу Божию, и поэтому один Бог властен над его жизнью; если кто–либо проливает К., то за это с него взыщет Бог (Быт 9, 5 сл.). В этом религиозное обоснование той из десяти заповедей, к-рая гласит: «Не убивай» (Исх 20, 13). В случае убийства К. жертвы, как, напр., К. *Авеля «вопиет об Отмщении» убийце (Быт 4, 10 сл.; ср 2Цар 21, 1; Иез 24, 7 сл.;

35, 6) . Обычное право тех времен считает законным действие «мстителя за кровь» (Быт 9, 6). Оно стремится только избежать бесконечно продолжающейся кровавой мести (ср Быт 4, 15, 23 сл.) и подчинить ее нек–рым правилам (Втор 19, 6–13; Числ 35, 9–34). К тому же, это отмщение берет на Себя Сам Бог: невинная К. падает на голову проливших ее (Суд 9, 23 сл.; 3Цар 2, 32). Вот почему гонимые верующие взывают к Нему, чтобы Он отмстил за К. Своих служителей (Пс 78, 10; 2 Макк 8, 3; ср Иов 16, 18–21 евр.), и Он Сам обещает это сделать, когда придет *День Его (Ис 63, 1–6).

2. Запрет вкушать кровь. – Запрет употреблять в пищу К. или не обескровленное по определенному обряду мясо (Втор 12, 16; 15, 23; ср 1Цар 14, 32–35), – гораздо более ранний, чем библ. откр. (ср Быт 9, 4). Каков бы ни был его первоначальный смысл, он получает в ВЗ определенное обоснование: К., как и жизнь, принадлежит одному Богу; это Его часть, именно Ему принадлежащая при жертвоприношениях (Лев 3, 17); ч-к может ею пользоваться только для «очищения своей души» (Лев 17, 11 сл.). Этот запрет К. сохраняется потом нек–рое время и в первоначальном христианстве, чтобы облегчить общение в трапезе между иудеями и обращенными язычниками (Деян 15, 20–29).

3. Культовое употребление крови. – Свящ. характером К. определяется, наконец, ее различное употребление в культе.

а) Завет, заключенный между Ягве и Его народом, скреплен на К. обрядом: половина К. жертв выливается на *жертвенник, к-рый как бы представляет Бога, другая половина – на народ. Моисей объясняет этот обряд: «Вот кровь Завета, к-рый Ягве заключил с вами» (Исх 24, 3–8). Этим устанавливается нерасторжимая связь между Богом и Его народом (ср Зах 9, 11; Евр 9, 16–21).

б) При *жертвоприношениях К. также составляет основной элемент. Будь то при всесожжениях, или при «жертвах мирных», или при обрядах освящения, К. выливается священниками на жертвенник и вокруг него (Лев 1, 5, 11; 9, 12; и др). В пасхальном обряде К. *Агнца приобретает другое значение: ею мажут косяки и перекладины дверей (Исх 12, 7, 22), чтобы охранить дом от язвы губительной (12, 13, 23).

в) Обряды с пролитием К. имеют исключительное значение в *очистительных богослужениях, так как «кровь душу очищает» (Лев 17, 11). Ею окропляют (4, 6 сл и др). В частности в день Очищения первосвященник входит в Святое Святых с К. жертв, принесенных за его грехи и грехи народа (16).

г) Наконец, К. жертвоприношений имеет освятительную силу. В обрядах посвящения священников (Исх 29, 20 сл.; Лев 8, 23 сл,30) и освящения жертвенника (Иез 43, 20) ею обозначается принадлежность Богу.

НЗ

НЗ прекращает кровавые жертвоприношения евр. культа и отменяет предписания Закона, относящиеся к кровной мести, потому что в нем осознано значение и ценность К. «непорочной», К. «драгоценной» (1Петр 1, 19), пролитой для искупления людей.

1. Синоптические Евангелия. – Идя Сам навстречу смерти, Иисус думает об ответственности Иерусалима: пророков прежних времен убивали, Он Сам будет предан, Его посланцев будут также убивать. Суд Божий над виновным городом не может не быть строгим: вся К. невинная, пролитая на земле, начиная от К. Авеля, падет на этот род (Мф 23. 29–36). Страсти Христовы включаются в эту трагическую перспективу: Иуда признается в том, что он предал К. невинную (27, 4), Пилат умывает руки, а толпа принимает на себя ответственность за «кровь Его» (27, 24 сл.).

Но в этой трагедии есть и другая сторона. На Тайной Вечере Иисус указал на *евхаристическую чашу как на «кровь Завета, за многих изливаемую во оставление грехов» (26, 28 π). Т. обр., Его Тело, принесенное в жертву, и Его излитая Кровь превращают Его смерть в жертвоприношение, имеющее сугубое значение: это жертвоприношение *Союза- Завета, через к-рое новый Завет приходит на смену Синайскому; и это жертвоприношение *умилостивительное, согласно пророчеству об *Отроке Ягве. Невинная К., неправедно проливаемая, становится К.*искупления.

2. Ап. Павел. – Павел часто выражает смысл *крестной смерти Христа, указывая на Его искупительную К. Иисус, обагренный Своею К., имеет отныне для всех людей то значение, к-рое прежде прообразно обозначалось очистилищем, крышкой на ковчеге Завета (см Евр 9, 5), при обряде Очищения (Рим 3, 25): Он – место присутствия Божия и Он дает уверенность в отпущении грехов. Ибо К. Его имеет *спасительную силу: ею мы Оправданы (Рим 5, 9), искуплены (Еф 1, 7), приобретены Богу (Деян 20, 28); ею осуществляется *единство между иудеями и язычниками (Еф 2, 13), людьми и небесными силами (Кол 1, 20). И этой К. НЗ люди могут приобщаться, когда пьют от евхаристической *чаши (1Кор 10, 16 сл.; 11, 25–28). Тогда между ними и Господом устанавливается глубокое единение эсхатологического характера: напоминается смерть Господа и возвещается Его пришествие (11, 26).

3. Послание к Евреям. – Вхождение первосвященника в Святое Святых с умилостивительной К. рассматривается в Посл. к Евр. как пророческий *прообраз Христа, входящего в небеса со Своей собственной К., чтобы приобрести для нас искупление (Евр 9, 1–14). Этот образ соединяется с образом жертвоприношения Завета, принесенного Моисеем на Синае: К. Христа, К. НЗ, приносится для отпущения *грехов ч-ских (Евр 9, 18–28). Ею грешники получают доступ к Богу (10, 19); эта К. «говорящая лучше, нежели Авелева» (12, 24), обеспечивает освящение их (10, 29; 13, 12) и вводит их в стадо Доброго Пастыря (13, 20).

4. Ап. Иоанн. – В Откр Ин слышится древнее учение о К. *Агнца: этой К. мы омыты от грехов наших (1, 5; ср 7, 14); искупив нас для Бога, она соделала нас царями и священниками (5, 9). Учение это тем более важно, что, как пишет тайнозритель, *Вавилон, город зла, упояется К. *мучеников (18, 24). Мученики победили Сатану К. Агнца (12, 11), но их пролитая К. тем не менее вопиет о правом суде. Бог *отмстит за нее тем, что даст пить К. людям, ее пролившим (16, 3–7), прежде еще, чем их К. будет пролита в свою очередь и станет победной одеждой Слова, свершающего суд (19, 13; ср ИсбЗ. З).

Совсем иным является размышление ев. Иоанна о К. Иисуса. Он видел, как из ребра Христова, пронзенного копьем, вытекли вода и К. (Ин 19. 31–37), как двойное свидетельство о любви Божией, совпадающее со свидетельством Духа (1Ин 5. 6 слл). И эти *вода и К. продолжают изливать в Церкви свою животворящую силу. Вода – это знамение Духа, возрождающего и утоляющего жажду (Ин 3, 5; 4, 13 сл.). К. же подается людям при совершении *Евхаристии: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную… [он] во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин 6, 53–56).

CS & PG

– > Авель – Агнец Божий 2 – вино 2 6 – волшебство 2 а в – гонение – душа I 1 – Евхаристия – жертва – жизнь II 3 – Искупление НЗ 1, 2 – мученик – насилие – обрезание ВЗ 2 – отмщение 1, 4 – Пасха I 6 б – плоть I 1, 3 б – свидетельство НЗ III 2 – Союз/Завет ВЗ I 3, НЗ I – умилостивление – чаша 3 – чистый НЗ II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle