под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

КОЛЕНИ, КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ

1. Преклонить колена перед кем–либо значит выразить символически свое неравенство с ним, признать себя стоящим ниже, показать свою подчиненность. Так, при прохождении Амана все должны были преклонять К. и падать ниц (Есф 3, 2). К. П. перед Илией как ч-ком Божиим (4Цар 1, 13) принимает религиозную окраску. Первые хр–не несомненно усматривали подлинный акт поклонения (Мф 8, 2) в том, что прокаженный стал «на колени» (Мк 1, 40) или «пал на лицо» свое (Лк 5, 12), и, наоборот, кощунственную пародию в глумлениях воинов (Мф 27, 29 п). Такое действие прямо означает *поклонение в глазах тех, «к-рые не преклонили колени перед Ваалом» (3Цар 19, 18Рим 11, 4), или когда Ягве требует его исключительно для Себя (Ис 45, 23; ср Мк 4, 9). Наконец, хр–не знают, что перед *именем Иисуса должно преклониться всякое К. (Флп 2, 10) в свидетельство того, что Он – *Господь.

2. Коленопреклонение при молитве есть как бы упрощенная форма падения ниц, и она выражает несколько иное расположение души, чем у ч‑ка, стоящего или сидящего. *Молитва, творящаяся тогда, не имеет ничего общего с речью, с увещанием или благословением: это мольба, иногда немая, глубокая, смиренная просьба. Четыре случая такой молитвы, общественной или частной, указаны в ВЗ. Перед концом посвящения Храма Соломон поворачивается к присутствующим, стоящим в нем, благословляет их и обращает к ним краткую речь (3Цар 8, 14–21); затем он снова поворачивается к жертвеннику и во время своей долгой молитвы (8, 22–53) остается «на коленях», с руками, «распростертыми к небу» (8, 54); наконец он встает и стоя благословляет народ, увещая его (8, 55–61). Илия, после победы над жрецами Ваала, предчувствовал окончание засухи, к-рой было наказано отступничество Израиля. «Он взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лицо свое между коленами своими» (3Цар 18, 42); и пошел дождь. Спустя несколько веков, узнав о браках Иудеев с иноплеменницами, Ездра «сидит в печали до вечерней жертвы»; затем он «встал с места сетования своего… пал на колени свои и простер руки свои к Господу Богу своему и сказал…» (Езд 9, 4 сл.) – произнес молитву, к к-рой народ в слезах присоединился (10, 1). Наконец Даниил, один у себя в горнице, «три раза в день преклонял колени и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде» (Дан 6, 10).

Самого Иисуса мы видим коленопреклоненным только при молитве в Гефсиманском борении (Лк 22, 41), «повергающимся на землю» (Мк 14, 35), «павшим на лицо Свое» (Мф 26, 39). Но Лука часто упоминает о коленопреклонениях при торжественных обстоятельствах: коленопреклонение Стефана, прощающего своим палачам (Деян 7, 60), Петра перед воскрешением Тавифы (9, 40), Павла после его долгой прощальной речи к Ефесским пресвитерам (20, 36), а также всех хр-н, собравшихся на берегу при расставании с Павлом (21, 5). Преклонение К. вполне обычно при молитве, чтобы выразить мольбу в поклонении (Еф 3, 14).

XLD

– > благословение II 0 – Иисус (имя) IV – поклонение


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle