под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

КОВЧЕГ ЗАВЕТА

*Присутствие Божие в Израиле проявляется по- разному. К. 3. представляет собою в двояком значении один из его видимых знаков: в ящике длиной в 125 см, шириной и высотой по 75 см хранятся десять Слов, начертанных перстом Божиим на камне (Втор 10, 1–5); и этот ящик, покрытый золотой крышкой («очистилище»), с изображенными над ней херувимами, есть престол или подножие Ягве (Пс 131, 7; 1Пар 28, 2). Так Ягве, «восседающий на херувимах» (1Цар 4, 4; Пс 79, 2), хранит свои Слова в подножии Своем (т. е. в К. 3.).

К. 3. под сенью Скинии представляет собою как бы подвижное святилище, сопровождающее Израиля от начала – со времени его ухода от горы Синая – до построения *Храма, где он затем устанавливается. После этого на первый план выдвигается Храм, а К. 3. отчасти теряет свое значение, о нем больше не говорится в текстах; по всей вероятности, он исчезает одновременно с Храмом при Вавилонском пленении. По–видимому во втором Храме К. 3. был заменен в культе умилостивительным жертвенником, «очистилищем», каковым прежде считалась его крышка.

Посредством К. Бог Завета проявляет Свое присутствие среди Своего народа, дабы руководить им и охранять его, дабы сообщать людям Свое слово и внимать их молитвам.

Через К. 3. конкретно действует присутствие Божие во время Исхода и завоевания Земли обетованной. Самое древнее упоминание (Числ 10, 33) показывает, как Ягве Сам ведет Свой народ по пустыне; передвижение К. 3. сопровождается воинским пением (10, 35; 1Цар 4, 5): он – эмблема священной *войны, указывающий на участие, к-рое Ягве, «муж брани» (Исх 15, 3; Пс 23, 8), Сам принимает в осуществлении Своего обетования – при переходе через Иордан, при взятии Иерихона, при борьбе с Филистимлянами. В Силомском святилище, в связи с К. 3., появляется выражение *Ягве–Саваоф (1Цар 1, 3; 4, 4; 2Цар 6, 2). Со времени этого воинственного эпизода К. 3. сохраняет свящ. характер, внушающий страх и в то же время благодетельный. Его отожествляют с Богом, прилагая к нему *Имя Его (Числ 10, 35; 1Цар 4, 7). Он – «слава Израиля» (1Цар 4, 22; ср Плач 2, 1), К. могущества сильного Иакова (Пс 131, 5, 8; 77, 61), присутствие Бога Святаго среди Его народа, требующее *святости от каждого, кто хочет к нему приблизиться (1Цар 6, 19 сл.; 2Цар 6, 1–11); итак, он выражает суверенную свободу Бога, не дозволяющего народу «овладеть» Им, но продолжающего оказывать ему Свои милости (1Цар 4–6).

История К. 3. завершается его последним великим прославлением, когда Давид торжественно, среди народного ликования, вносит его в Иерусалим (2Цар 6, 12–19; ср Пс 23, 7–10), где он находит себе место покоя (Пс 131; 2Пар 6, 41 сл.) и где, наконец, Соломон помещает его в Храм (1Цар 8). До этого передвижной К. 3. находился как бы в распоряжении колен Израилевых; после пророчества Нафана (2Цар 7) *Союз–Завет Израиля с Богом проходит через дом Давидов, осуществивший народное единство: особые свойства К. 3. переходят по наследству к Иерусалиму и Храму.

К. 3. является также местом пребывания *Слова Божия. Прежде всего потому, что он содержит две скрижали *Закона, он постоянно поддерживает в Израиле «Свидетельство» Бога о Себе Самом, данное Им откр. Его воли (Исх 31, 18), и ответ, данный на это слово Израилем (Втор 31, 26–27). К. 3., К. свидетельства – вот наименования, применяемые к К. в связи с высеченными на скрижалях условиями *Союза между Богом и Его народом.

Благодаря К. как бы продолжается встреча на Синае. Во время странствования по пустыне К. 3. остается тем местом, где Ягве продолжает открывать Себя: когда Моисей хочет вопросить о чем- либо Ягве, получить от Него слово к народу (Исх 25, 22) или, наоборот, помолиться Ему за народ (Числ 14), он входит в скинию, и Ягве над К. 3. говорит к нему, «как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33, 7–11; 34, 34; Числ 12, 4–8). Позже Амос представил свои пророческие глаголы исходящими из К., как из нового Синая (Ам 1, 2), а Исаии была дана его пророческая миссия в то время, как он молился пред К. (Ис 6).

Т. же обр. и после Моисея верные для встречи с Богом становились пред К., чтобы слушать Его Слово, как Самуил (1Цар 3), чтобы вопрошать Его через посредство священников, хранителей и толкователей *Закона (Втор 31, 10 слл; 33, 10), или чтобы молиться Ему, как Анна (1Цар 1, 9) или Давид (2Цар 7, 18). Это «почитание» К. 3. в дальнейшем также переходит на Храм (молитвы: Соломона 1Цар 8, 30; Езекии 2Цар 19, 14).

Иеремия, после 587 г., призывает не жалеть об исчезновении К. 3., ибо новый *Иерусалим, став средоточием *народов, сам будет престолом Ягве (Иер 3, 16–17), и после установления нового союза- завета Закон будет написан в *сердцах (Иер 31, 31–34). Иезекииль использует образ К. как передвижного седалища Ягве, чтобы изобразить уход из оскверненного Храма «*славы», к-рая направляется к изгнанникам: отныне Бог будет присутствовать в *Остатке, в святой общине (Иез 9–11). Иудаизм, по–видимому, надеялся на новое появление К. в конце времен (2 Макк 2, 4–8), как это и представлено в Откр. Ин. (11, 19). НЗ показывает, действительно, что К. получил свое Исполнение во Христе, Слове Божием, обитающем среди людей (Ин 1, 14; Кол 2, 9), действующем для их спасения (1Фес 2, 13), становящемся их водителем (Ин 8, 12) и подлинной жертвой умилостивления (Рим 3, 25; ср 1Ин 2, 2; 4, 10).

JB

– > Закон ВЗ I 3 – культ ВЗ I, НЗ III 2 – манна 1 – могущество I 1 – паломничество ВЗ 1 – присутствие Божие ВЗ II, III 1 – свидетельство ВЗ II 2 – слава III 2 – Храм ВЗ


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle