под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

КАМЕНЬ

Палестина – область настолько каменистая, что у Еврея К. всегда под рукой, и образ К. легко приходит ему на ум. Вообще же в первобытной психологии и общеч–ской символике К. – твердый, долговечный, тяжелый – знак силы. Оба эти обстоятельства, вместе взятые, помогают понять, почему в Библии применяются к Мессии различны образы, связанные с символикой К.

1. Священные камни и жертвенник Христов. – Культ священных К., очень распространенный в первобытных религиях, был запрещен у Израиля. Однако было не мало отступлений от этого предписания под влиянием соседних народов – идолопоклонников; поэтому и становятся необходимыми предупреждения (Лев 26, 1; Втор 16, 22; Ис 57, 6). Но вне этой связи с идолопоклонством употребление свящ. К. сохраняется со значением уже не магическим, а символическим: их действенность зависит только от воли Божией. Так, Иаков воздвигает К. священного памятника в Вефиле (Быт 28, 16 слл); так же воздвигаются К. (Исх 24, 4), символизирующие двенадцать колен, освященных близостью с жертвенником (28, 10, 21); так, из нетесанных К. строятся *жертвенники, посредством к-рых Бог прикасается к земле и освящает ее (20, 25; ср Мф 23, 19).

Все же эти свящ. К., более или менее действенные знаки присутствия Божия, – *образы Христа, в К-ром Бог являет Свое присутствие на земле. Прикровенно в НЗ (ср Евр 13, 10; 1Кор 10, 18), более ясно у Отцов Церкви и в богослужении Христос отожествляется с жертвенником.

2. Камень–памятник и непреходящее значение Завета. – Хотя различие между свящ. К. и К. – *памятником не всегда очень ясно, представление о непоколебимости и прочности связывается, по–видимому, не только с камнями, к-рые воздвигаются для засвидетельствования какого–либо договора (Быт 31, 45–52) или для увековечения памяти умерших людей (Ис Нав 8, 29; 2Цар 18, 17), но и еще более с теми, к-рые напоминают о *Союзе–Завете, установленном между Богом и Его народом (Ис Нав 4, 7, 20–24; 24, 26), том Завете, Закон к-рого написан на каменных скрижалях (Исх 24, 12). Но то, что символизировало непреходящее значение Завета, оказалось как бы поврежденным от соприкосновения с Израильтянами с окаменелым *сердцем (Иез 11, 19) и стало даже символом этой сердечной ожесточенности и холодного внешнего формализма. Противоположный этому положению вещей, согласно предсказанному Иеремией и Иезекиилем (Иер 31, 33; Иез 11, 19; 36, 26), новый закон будет «вложен во внутренность их», будет написан Духом на новых «*плотяных» сердцах (2Кор 3, 3).

3. Скала в пустыне и Христос Спаситель. – *Скала в пустыне, из к-рой Моисей извел воду, согласно ап. Павлу, означает Христа, К-рый Сам источает животворящую воду спасения (1Кор 10, 4). В этом Павел не только основывался на толкованиях раввинов, отожествлявших эту скалу с Ягве, сопровождающим Свой народ, но и продолжал все предание ВЗ. Свящ. писатели ВЗ постоянно напоминали об этом *чуде Моисея (Пс 77, 15; 104, 41; Прем 11, 4; и др), потому что они вполне справедливо видели в нем дело милосердной силы Ягве, способной из сухого, раскаленного солнцем и безжизненного К. извлечь оплодотворяющую и живительную воду; может быть эта скала была для них также образом Ягве, изливающего Свои благословения (ср в этом смысле Иез 47, 1–12; Зах 14, 8; Откр 22, 1). Мысль сопоставить воду из скалы с * водой спасения, истекшей из ребра умершего Христа, уже выраженная ап. Иоанном (Ин 19, 34; ср 7, 37), предлагается многими Отцами Церкви.

4. Христос, – краеугольный камень, и христиане, – живые камни. – Спасение, принесенное Христом, должно действовать через испытания и кажущуюся неудачу: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла», возвещал уже Пс 117, 22. Отвергнутый Своими, как Он это предрек в притче о виноградарях–убийцах, Христос становится краеугольным К., т. е. основанием здания или, что вероятнее, главою угла, т. е. замком свода (Мф 21. 42 п; Деян 4, 11; 1Петр 2, 4, 7). Он обеспечивает т. обр. связность св. *храма; в Нем *созидается и возрастает жилище Божие (Еф 2, 20 сл.).

Согласно другой метафоре, Христос – непоколебимый К. (Ис 28, 16; Рим 9, 33; 1Кор 3, 11; 1Петр 2, 6), на к-рый можно опереться с верою, так что верующие, словно живые К., включаются в строение дома духовного (1Петр 2, 5; Еф 2, 21).

5. Христос – камень преткновения и камень сокрушающий. – Откр-м Божией любви и святости Христос заставляет ч‑ка выбирать между светом и тьмой. Для гордых неверующих Он становится камнем преткновения (Ис 8, 14; Рим 9, 33; 1Петр 2, 8), скалою *соблазна. И в конце концов враги Христа сокрушены; образ отвергнутого К., ставшего краеугольным, получает дальнейшее развитие у Лк: «Всякий, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того обратит в прах» (20, 17 сл.). Может быть, здесь содержится намек на К., к-рым Даниил символизирует Мессию и Его царство, торжествующее над властями мира сего: «Камень оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их… а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан 2, 34 сл.).

6. Камни драгоценные и новый Иерусалим. – В качестве яркого знамения того преображения в славе, к-рое ожидает новый Иерусалим, утверждается, что святой град будет воздвигнут из драгоценных камней (Ис 54, 11 сл.; Тов 13, 16 сл.; Откр 21, 10–21).

PL

– > глава 1, 4 – жертвенник 1 – ожесточение – Петр – скала 1 – соблазн I 1, 3 – созидать II, III 1 – Храм


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle