под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

По свидетельству Иисуса, И. К. – более, чем пророк (Лк 7, 26 п). Как вестник, предшествующий Господу (Лк 1, 76; Мф 11, 10 п; ср Мал 3, 1), он полагает начало Евангельскому благовестию (Деян 1, 22; Мк 1, 1–4); «Закон и Пророки – до Иоанна: с того времени Царство Божие благовествуется» (Лк 16. 16 п). Как пророк, не имеющий себе равного (Мф 11, 11 п), он подготовляет пути Господу (3, 3 п), «предтечей» (Деян 13, 24 сл.) и свидетелем (Ин 1, 6 сл.) К-рого он является.

1. Предтеча и совершаемое им крещение. – Уже до своего рождения от матери, бывшей до того времени неплодной, И. К. был посвящен Богу и исполнен Духа Св. (Лк 1, 7, 15; ср Суд 13, 2–5; 1Цар 1, 5, 11). Тот, кому предстояло быть *Илией (Лк 1. 16 сл.), напоминал великого пророка и *одеждой, и суровым образом жизни (Мф 3, 4 п), к-рый он с юности вел в пустыне (Лк 1, 80). Быть может, он получил воспитание в такой общине, как Кумранская. Во всяком случае, когда пришло время его явления Израилю – хронологически точно указанное Лукою (3, 1 сл.), он предстает учителем, окруженным учениками (Ин 1, 35), к-рых он наставляет в посте и молитве (Мк 2, 18; Лк 5, 33; 11, 1). Его мощный голос потрясает Иудею; он проповедует *обращение, внешне знаменуемое ритуальным погружением в воду, сопровождаемым исповеданием своих грехов, и требующим внутреннего обновления (Мк 1, 4 сл.); ибо те, кто не творят *правды, не имеют права называться сынами Авраамовыми; законам этой *правды (Мф 3, 8 слл) он учит собирающееся к нему множество смиренных людей (Лк 3, 10–14).

Однако фарисеи и законники не верили в него (Мф 21, 25 п 32); нек–рые называли его одержимым (11, 18; Лк 7, 33); когда они приходили к нему, он возвещал, что *гнев сожжет всякое дерево неплодоносящее (Мф 3, 10 п). Царя Ирода он обличал в прелюбодеянии и этим навлек на себя тюремное заключение, а затем смерть (Мф 14, 3–12 п; Лк 3. 19 сл.; 9, 9). Своим *рвением И. поистине был тем новым Илией, к-рого ожидали: он приготовил народ к пришествию Мессии (Мф 11, 14), но не получил признания, и его *мученичество прообразило Страсти Сына Человеческого (Мк 9, 11 слл п; Ин 5, 33 слл).

2. Свидетельствующий о свете и друг Жениха. – *Свидетельство И. К. прежде всего в том, что он объявил себя только предтечей, хотя в народе уже задавались вопросом, не *Мессия ли он (Лк 3, 15). При официальном опросе Креститель ответил, что он недостоин развязать ремень обуви Тому, Кто идет за ним, но «стал впереди его» (Ин 1, 19–30; Лк 3, 16 сл п). «Идущий» за ним, К-рый будет крестить Духом (Мк 1, 8) и огнем (Мф 3, 11 слл), это – Иисус, на К-рого Дух сошел при крещении (Ин 1, 31–34).

Указывая на Него, как на *Агнца Божия, берущего на Себя *грех мира (Ин 1, 29), И. К. не знал, каким обр. Он это сделает, так же, как он не мог понять, почему Иисус пожелал креститься от него (Мф 3, 13 слл). Чтобы взять на Себя грех мира, Иисус должен был креститься *крещением Своих Страстей, а крещение Иоанново было только его образом (Мк 10, 38; Лк 12, 50); так предстояло Ему исполнить всякую правду (Мф 3, 15) не путем истребления грешников, но *оправданием множества, грехи которых Он должен был понести (ср Ис 53, 7 сл, 11 сл.). Во время общественного служения Иисуса И. и его ученики, ожидавшие карающего Судию, были удивлены Его поведением; поэтому Христос напомнил им пророчества о совершаемом Им спасении и призвал их не *соблазняться (Мф 11, 2–6 п; ср Ис 61, 1).

Нек–рые ученики И. К. не только долго не понимали значения прихода Иисуса и крещения в Духе (ср Деян 18, 25; 19, 2), но даже возникла нек–рая полемика, на к-рую имеются указания в Еванг. (ср Мк 2, 18), противополагающая секту из учеников Иоанна зародившейся Церкви; чтобы доказать, что Христос – Мессия, этой Церкви достаточно было сослаться на свидетельство самого И. (Ин 1, 15). Как настоящий друг Жениха, до глубины души обрадованный Его приходом, И. смиренно преклонился перед Ним (3, 27–30) и сам призывал своих учеников следовать за Ним (1, 35 слл). Иисус же прославил Своего свидетеля, говоря, что он *светильник горящий и светящий (5, 35) и величайший пророк из рожденных женами (Мф 11, 11); однако Он добавил, что наименьший в *Царстве небесном больше его; благодать сынов Царства Он ставил выше пророческой харизмы, не умаляя святости И.

Пролог IV-ro Еванг. возвещает славу смиренного друга Жениха; вот как определяется в нем положение И. по отношению к Слову, ставшему плотию: «Не был он Свет, но пришел, чтобы свидетельствовать о Свете»; и по отношению к Церкви: «Он пришел… свидетельствовать о Свете, чтобы все уверовали чрез него» (Ин 1, 7 сл.).

MFL

– > друг 3 – Иисус Христос I 1 – Илия НЗ 1 – крещение II – покаяние НЗ I – посещение НЗ 1 – пророк НЗ II 1 – радость НЗ I 1 – свидетельство НЗ II


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle