под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЗНАТЬ – ПОЗНАВАТЬ

Познать Бога: этот первичный призыв, брошенный в сердце ч-ское, развивается в Библии не в научной, а в жизненной связи. Действительно, для семитов П. (евр. ид’) означает нечто выходящее за пределы отвлеченного знания и выражает некое экзистенциальное соотношение (т. е. укорененное в самом существовании). Познать нечто – значит изведать нечто конкретным опытом; так познаются страдание (Ис 53, 3) и грех (Прем 3, 13), война (Суд 3, 1) и мир (Ис 59, 8), добро и зло (Быт 2, 9, 17); это – реальное и ответственное включение себя в жизнь, вызывающее глубокие последствия. Познать кого–нибудь – значит вступить с ним в личные отношения, к-рые могут принимать многоразличные формы и достигать разных степеней; поэтому под познанием можно понимать целую гамму различных смыслов; то же слово служит для выражения семейной солидарности (Втор 33, 9), как и супружеских отношений (Быт 4, 1; Лк 1, 34); Бога познают, когда испытывают Его суд (Иез 12, 15) и совсем по–другому познают Его, когда вступают в Его Союз–Завет (Иер 31, 34) и постепенно входят в близкое общение с Ним.

ВЗ

1. Благоизволение Божие. – В религиозном познании все начинается по благоизволению Божию. Прежде чем познать Бога, мы уже познаны Им. Такова тайна *избрания и Божия попечения: Бог знает Авраама (Быт 18, 19); Он знает Свой народ: «Только вас признал (евр., греч и слав – познал) Я из всех племен земли» (Ам 3, 2). Он знает Своих пророков еще до их рождения (Иер 1, 5), а также и всех тех, кого Он предопределил стать Его сынами (Рим 8, 29; 1Кор 13, 12). Тем, кого Он так отметил и кого Он знает по имени (Исх 33, 17; ср Ин 10, 3), Бог Сам дает познать Себя Самого. Он открывает им Свое *Имя (Исх 3, 14), вселяет в них «*страх Его» (Исх 20, 18 слл), но главным обр. Он являет им *благоутробие Свое, избавляя их от врагов, даруя им землю (Втор 4, 32…; 11, 2…) и познание заповедей Своих, пути к блаженству (Втор 30, 16; Пс 147, 8 слл).

2. Непризнание ч-ское. – В ответ на это, народ должен был бы признать своего Бога, принадлежать Ему в подлинной любви (Ос 4, 1; 6, 6), но уже с самого начала он проявляет свою неспособность к этому (Исх 32, 8). «Это народ заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих» (Пс 94, 10). Отвергая познание Бога, народ постоянно *искушает Его (Числ 14, 22; Пс 77). Менее разумный, чем вьючное животное, «Израиль не знает ничего» (Ис 1, 3; Иер 8, 7); он восстает, нарушает Союз- Завет (Ос 8, 1), блудодействует с «богами, к-рых он не знал» (Втор 32, 17).

Даже тогда, когда народ воображает, что «познал Ягве» (Ос 8, 2), он заблуждается, так как ограничивается чисто внешним формальным отношением (Ис 29, 13 сл.; Иер 7); подлинное же познание Бога должно проникать до глубины сердца и выражаться в реальной жизни (Ос 6, 6; Ис 1, 17; Иер 22. 16; ср Мф 7, 22 сл.). Пророки непрестанно напоминают об этом, но «вот народ, к-рый не *слушает гласа Господа, Бога своего, и не принимает наставления» (Иер 7, 28). Поэтому он будет наказан «за недостаток ведения» (Ос 4, 6; Ис 5, 13).

Бог заставил Себя узнать в ужасных испытаниях – через ужасы разрушения и *пленения. Предвозвещение этих *наказаний подчеркивается у Иезекииля ритмическим повторением грозного стиха: «И узнаете, что Я – Господь» (Иез 6, 7; 7, 4, 9…). Поставленный перед самим собой и перед своим Богом при всей беспощадности совершившегося, народ больше не может предаваться самообману: он вынужден признать святость Божию и свой собственный *грех (Вар 2).

3. Познание и новое сердце. – Остается надежда чудесного обновления, когда «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11, 9). Но как может это сбыться? Израиль больше не думает достичь этого собственными силами, ибо сознает «упорство злого сердца своего» (Иер 7, 24), знает свое «необрезанное сердце» (Лев 26, 41), а для подлинного познания Бога необходимо *сердце совершенное. Второзаконие настаивает на этой необходимости внутреннего возрождения, к-рое может быть только от Бога. «До сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь» (Втор 29, 4), но после пленения «*обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего» (30, 6).

С тем же обетованием обращается к уведенным в плен Иеремия (24, 7). Оно составляет сущность предвозвещения нового *завета (Иер 31, 31–34): это будет коренное очищение – «Я прощу им беззакония их» – и благодаря этому станет возможным глубокое послушание – «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его»; и т. обр. будет обеспечена самая тесная взаимная связь: «Я буду им Богом, а они будут Моим народом»; это и будет источником непосредственного и подлинного познания: «Уже не будут учить друг друга, брат – брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого».

Иезекииль дополняет перспективу, отмечая действие *Духа Божия в этом внутреннем обновлении; «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам… вложу внутрь вас дух Мой» (Иез 36, 26 сл.); это будет воскрешением *народа Божия (37, 14). Тем самым Бог даст познать Себя не только Израилю (37, 13), но и *народам языческим (36, 23).

Пророчески описывая даруемое спасение, Второ- Исаия также подчеркивает его значение для всего мира. *Идолопоклонству будет нанесен еще небывалый удар (Ис 45–46). При новом *исходе Бог явит Свое владычество над историей и «всякая плоть узнает, что Я – Господь, Спаситель твой» (Ис 49, 26). Израильтянам Бог говорит: «Мои свидетели вы… чтобы (вы) знали и верили Мне» (Ис 43, 10), а Отроку Своему: «Я сделаю Тебя светом народов» (Ис 49, 6).

4. Премудрость свыше. – Другое направление мысли открывает подобные же перспективы. Мудрецы израильские искали и собирали правила, обеспечивающие добродетельную жизнь (Притч), и у них укрепилось убеждение, что только Бог знает ее тайну (Иов 28). «Он нашел все пути премудрости» (Вар 3, 37). Итак, «всякая *премудрость – от Господа» (Сир 1, 1). Конечно, Бог по благости Своей уже даровал источник ее Израилю: «закон, к-рый заповедал Моисей» (Сир 24, 23 слл). Однако этот дар остается внешним (ср Прем 9, 5–6), и вот почему надо еще молить Бога о том, чтобы Он завершил его, вселив в ч‑ка «дух премудрости» (7, 7, 9). «Ибо какой ч-к в состоянии познать совет Божий?» (9, 13).

Кумранцы проявляют живой интерес к «знанию божественных тайн». Они благодарят Бога за просвещение, уже данное им, и напряженно ожидают времени последнего явления, к-рое даст праведным возможность «уразуметь знание Всевышнего».

Находясь в соприкосновении с греч. миром, Иудеи рассеяния чувствовали необходимость развить аргументацию в плане более философском, чтобы бороться с идолопоклонством и распространять знание единого истинного Бога. В кн. Прем. говорится о том, что созерцание природы должно приводить людей к признанию существования и могущества Творца (13, 1–9).

НЗ

Совершенное познание Бога, обещанное для времен НЗ, дано в *Иисусе Христе.

1. Синоптики. – Только Иисус был в состоянии дать откр. об *Отце (Лк 10, 22) и разъяснить тайну *Царства Божия (Мф 13, 11). Он учил как власть имущий (Мф 7, 29), и отказывался удовлетворять праздному любопытству (Деян 1, 7). Его учение было не теория, а «благая весть» и призыв к *обращению (Мк 1, 14 сл.). Бог близок, надо уметь различать знамения времен (Лк 12, 56; 19, 42) и быть готовыми принять Его (Мф 25, 10 слл). Свои слова Иисус подтверждал чудесами, *знамениями Своего посланничества (Мф 9, 6).

Но все это было лишь предуготовлением. Не только у врагов Его (Мк 3, 5), но и у самих Его учеников ум был закрыт для разумения (Мк 6, 52; Мф 16, 23; Лк 18, 34). Только когда пролилась кровь НЗ (Лк 22, 20), наступил полный свет: «тогда Он отверз им ум» (24, 45), тогда Он излил Духа Св. (Деян 2, 33). Так начались последние времена, времена истинного Богопознания.

2. Ап. Иоанн Богослов. – Еще отчетливее, чем синоптики, выражает последовательность этого *откр. ап. Иоанн. Прежде всего нужно с готовностью принимать научение от Отца; те, кто Ему послушны, привлекаются к Иисусу (Ин 6, 44 сл.). Иисус знает их, и они знают Его (Ин 10, 14), и Он их приводит к Отцу (14, 6). Однако, все, что Он говорит и делает, остается для них загадочным (16, 25) до тех пор, пока Он не будет вознесен на крест. Только это славное вознесение являет Его в истинном свете (8, 28; 12, 23–32), только благодаря ему ученики получают дар Духа (7, 39; 16, 7). Дух Св. открывает им все значение слов и дел Иисуса (14, 26; ср 2, 22; 12, 16) и вводит их во всю истину (16, 13). Т. обр. ученики знают Христа и через Него знают Отца (14, 17, 20).

По пророчеству Иеремии устанавливается новое отношение с Богом: «Сын Божий пришел и дал нам разум, да познаем Истинного» (1Ин 5, 20; 2, 14). *Жизнь вечная только так и определяется: она в том, «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17, 3). Обладая этим непосредственным познанием, хр–не в некотором смысле «не имеют нужды, чтобы кто учил их» (1Ин 2, 27; ср Иер 31, 34; Мф 23, 8). Это знание содержит в себе умение различать (Духа Божия от духа заблуждения); критерии этого «испытания духов» даны Иоанном (1Ин 2, 3 слл; 3, 19, 24; 4, 2, 6, 13), предостерегающим от ложных учений (2, 26; 4, 1; 2Ин 7). Однако, взятое во всем своем объеме, это знание Бога должно быть названо «общением» (1Ин 1, 3), ибо оно есть причастность одной и той же жизни (Ин 14, 19 сл.), совершенное единство в истине и любви (Ин 17, 26; ср 1Ин 2, 3 слл; 3, 16…).

3. Ап. Павел. – Греческому миру, склонному к философским и религиозным мудрствованиям (γνώσις), Павел дерзновенно проповедует *крест Христов (1Кор 1, 23). Спасение не в ч-ском знании, каково бы оно ни было, но в *вере во Христа распятого, «Божию силу и Божию премудрость» (1Кор 1, 24). Люди имели возможность познать Бога, рассматривая творение, но «омрачилось несмысленное сердце их», и они предались идолопоклонству, заслуживая т. обр. проявление гнева Божия (Рим 1, 18, 22). Итак, они должны отказаться от своих притязаний (1Кор 1, 29), признать себя неспособными проникать собственными силами в тайны Божии (1Кор 2, 14) и подчиниться Евангелию (Рим 10, 16), к-рое передается *юродством проповеди (1Кор 1, 21; Рим 10, 14).

Вера во Христа и крещение дают ему доступ к совершенно иному знанию, к «превосходству познания Христа Иисуса», и это познание – не теоретическое, а жизненное: «познать Его, и *силу воскресения Его, и участие в страданиях Его» (Флп 3, 8 слл). Ум тогда «обновлен» и способен «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12, 2). Противостоя гностическим тенденциям, проявляющимся кое–где среди хр-н (1Кор 1, 17; 8, 1 сл.; Кол 2, 4, 18), Павел направляет их к более подлинному религиозному знанию, происходящему от *Духа Божия, благодаря к-рому мы можем поистине «знать дарованное нам от Бога» и выражать это знание языком, «изученным от Духа Святого» (1Кор 2, 6–16).

Восхищение ап. Павла перед «неисследимым богатством Христовым» (Еф 3, 8) с годами все возрастает; он желает хр–нам «всякого богатства, совершенного разумения для познания *тайны Бога… в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол 2, 2 сл.). Он, однако, не забывает, что «знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор 8, 1; 13, 2): ибо не горделивый гнозис имеет он в виду, а познание «превосходящей разумение *любви Христовой» (Еф 3, 19). Он жаждет того времени, когда частичное познание уступит место совершенному, и он познает, подобно тому как и он познан (1Кор 13, 12).

Итак, у Павла, как и во всей Библии, познать – значит вступить в великий поток жизни и света, вышедший из сердца Божия и возвращающий к Нему.

JCo & AV

– > безумие – вера – видеть – вкушать – воля Божия НЗ II 1 – Дух Божий ВЗ I 3, НЗ V 3 – истина ВЗ 3, НЗ 2, 3 – любовь О, I НЗ, II ВЗ – Мария II 4 – Откровение – предопределять – премудрость – пророк ВЗ IV 4 – сердце О, II 1, 2 а – сон НЗ – супруг ВЗ 1 – тайна – учить – явления Христа


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle