под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЕГИПЕТ

1. Роль Египта в священной истории. – Среди иноплеменных *народов, с к-рыми Израиль находился в сношениях, может быть ни один не выявляет в такой степени двойственную сущность мирских держав, как Е. Эта земля изобилия – провиденциальное убежище голодающих патриархов (Быт 12, 10; 42 слл), гонимых (3Цар 11, 40; Иер 26, 21), побежденных Израильтян (Иер 42 сл.), Иисуса при бегстве св. семейства (Мф 2, 13); но тем самым она легко делается искушением для людей, лишенных идеала (Исх 14, 12; Числ 11, 5…). Е. – царство гордое своей *силой – угнетал некогда Евреев (Исх 1–13); тем не менее, он сохранил свой престиж в глазах Израиля на протяжении веков, когда тот стремился к мирскому величию. Давид (2Цар 20. 23–26), а еще более Соломон (3Цар 4, 1–6) вдохновляются египетским образцом, распределяя должности при царском дворе и организуя административное правление царства. В критические периоды поддержки Е. ищут как в Самарии (Ос 7, 11), так и в Иерусалиме (4Цар 17, 4; 18, 24; Ис 30, 1–5; Иер 2, 18…; Иез 29, 6 сл…). Как очаг культуры он способствовал воспитанию Моисея (Деян 7, 22), а богодухновенные мудрецы использовали иногда его письменность (в особенности Притч 22, 17–23, 11); но зато он – земля идолопоклонства и *волшебства (Прем 15, 14–19), пагубное прельщение к-рыми удаляет Израильтян от их Бога (Иер 44, 8…).

2. Египет перед Богом. – Не приходится, следовательно, удивляться *суду Божию над Египтом: во время Исхода, чтобы заставить его дать свободу Израилю (Исх 5–15; ср Прем 16–19); в эпоху царей, чтобы покарать эту горделивую державу, обещавшую Израилю ложную поддержку (Ис 30, 1–7; 31, 1–3; Иер 46; Иез 29–32), или, чтобы привести к смирению этот языческий народ, обманутый своими мудрецами (Ис 19, 1–15). В силу всего этого, он всегда служит символом ч-ских обществ, обреченных на гнев Божий (Откр 11, 8).

Однако, Е. принимал чужеземцев и поэтому не навсегда исключен из общества Господня (Втор 23, 7 сл.). Даже карая Е., Бог проявляет к нему известное снисхождение: в Египтянах Он видит Свои создания, к-рых Он желает прежде всего отвратить от зла (Прем 11, 15–12, 2). Ибо Его замысел в конце концов обратит Е. и объединит его со Своим народом, чтобы и он научился в свою очередь Ему служить (Ис 19, 15–25; Пс 86, 3–7). Судимый за свои грехи, Е. тем не менее получит участие в спасении, как и все другие *народы.

RM &PG

– > город ВЗ 1 – Исход – мудрость 0, ВЗ I 1 – народы/языч. ВЗ 1 а – освобождение/свобода II 1 – раб I – разочарование II – пустыня ВЗ I 2 – труд II – узничество I


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle