под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ГОРДОСТЬ/ГОРДЫНЯ

1. Гордость и ее последствия. – «Гордость ненавистна и Господу и людям» (Сир 10, 7). Г. ч‑ка нелепа, потому что он – земля и пепел (Сир 10, 9). Она проявляется в разных формах. Вот примеры: тщеславный претендует на почести (Лк 14, 7; Мф 23, 6 сл.), мечтает о самовозвеличении, даже в вопросах духовных (Рим 12, 16, 3), завидует другим (Гал 5, 26); а вот дерзкий с надменным взглядом (Притч 6, 17; 21, 24); высокомерный богач, кичащийся своей роскошью (Ам 6, 8; Иак 4, 16; 1Ин 2, 16); гордый *лицемер с развращенным сердцем, делающий все напоказ (Мф 23, 5, 25–28); *фарисей, полагающийся на свою мнимую праведность и презирающий других (Лк 18, 9–14).

Наивысшей же степени гордыни достигает тот, кто, не признавая себя ни от чего зависимым, утверждает, что он равен Богу (Быт 3, 5, ср Флп 2, 6; Ин 5, 18); он не любит обличающих его (Притч 15, 12), ненавидит *смирение (Сир 13, 24), бесстыдно грешит (Числ 15, 30 сл.) и *глумится над обетованиями Бога и служителями Его (Пс 118, 51; 2Петр 3, 3 сл.).

Бог проклинает гордого и ненавидит его (Пс 118. 21; Лк 16, 15); тот, кто осквернен Г. (Мк 7, 22), недоступен *благодати (1Петр. 5, 5) и *вере (Ин 5, 44); он слеп по своей вине (Мф 23, 24; Ин 9, 39 слл) и не может достичь Мудрости (Притч 14, 6), призывающей его к *обращению (Притч 1, 22–28). Общающийся с ним становится ему подобным (Сир 13, 1); блажен тот, кто бежит от него (Пс 1, 1).

2. Гордость язычников, угнетателей Израиля. – Там, где господствуют гордые, не знающие истинного Бога, слабые обращены в рабство. Израиль испытал это в Египте, где Фараон пытался противостоять Богу, положившему освободить народ Свой (Исх 5, 2). Израиль непрестанно подвергается порабощению язычниками, горделивое *могущество к-рых «бросает вызов Богу живому» (1Цар 17, 26). В возмутительных словах Олоферна: «Кто же Бог, как не Навуходоносор?» (Иф 6, 2) звучит Г., обуревавшая и исполина Голиафа (1Цар 17, 4), и царя Сеннахирима (4Цар 18, 33 слл), и гонителя Антиоха (2 Макк 9, 4–10).

Дочь *Вавилона, назвавшаяся «госпожою царств» (Ис 47, 5; ср 13, 19), говорившая, что она останется ею «вечно» (Ис 47, 7), и помышлявшая в сердце своем: «Я – и другой подобной мне нет» (Ис 47, 8) – является образом всеподавляющей гордыни государств, ныне называемых «тоталитарными». Это коллективная гордыня, символ к-рой Вавилонская башня, возвышавшаяся неоконченной на пороге библ. истории: ее строители хотели создать себе *имя, достигнув неба (Быт 11, 4).

3. Гордость нечестивых, угнетателей бедных. – Даже в самом Израиле проявляется Г. в угнетении бедных и в нечестии. Закон предписывал милосердие в отношении к слабым (Исх 22, 21–27) и предупреждал царя, чтобы он не умножал себе чрезмерно серебра и золота и не превозносился над братьями своими (Втор 17, 17, 20). Гордый в погоне за богатством готов, не колеблясь, поглотить *бедного, чья кровь оплачивает роскошь богатого (Ам 8, 4–8; Иер 22, 13–15). Но презрение к бедному есть презрение к Богу и Его правде. Гордые столь же *нечестивы, сколь нечестивы и язычники. Те, кого они преследуют (Пс 10, 2 слл) и презирают (Пс 122, 4), призывают Бога в Псалмах, жалуясь на надменность своих преследователей (Пс 72, 6–9) и на бесчувственность их сердец (Пс 118, 70). *Фарисеям, в сердце к-рых Г. и любовь к деньгам, Иисус напоминает, что нельзя служить двум господам: тот, кто привязывается к богатству, не радеет о Боге (Лк 16, 13 слл).

4. Наказание гордых. – Бог посмеивается над гордыми кощунниками (Притч 3, 34) и над властителями, совещающимися между собой против Него, чтобы «расторгнуть узы Его» (Пс 2, 2 слл). Им следовало бы прислушиваться к словам пророков, своего рода страшной сатире на тирана, к-рый хотел вознести престол свой выше звезд и быть подобным Всевышнему, но погубил в битве народ свой и гниет без погребения на поле сражения (Ис 14, 3–20; Иез 28, 17 слл; 31). Подобно этим тиранам, будут низвергнуты и их царства. Бывает однако, что они служат орудиями Бога для *наказания народа Его, но затем Бог наказывает и их за Г., с к-рой они выполняли свою *миссию; так было с Ассуром (Ис 10, 12) и с Вавилоном, павшим под ударом неожиданным и неотвратимым (Ис 47, 9, 11).

Народ Божий и святой град Иерусалим, где разрослась Г. (Иер 13, 9; Иез 7, 10), будут тоже наказаны в *день Ягве. «В тот День падет величие ч-ское, и высокое людское унизится; и один Ягве будет высок в тот День» (Ис 2, 6–22). Ягве поступающим надменно воздает с избытком (Пс 30, 24). Те, к-рые насмехались над праведными (Прем 5, 4; ср Лк 16, 14), исчезнут как дым (Прем 5, 8–14). Погибели предшествует Г., и падению надменность (Притч 16, 18; Тов 4, 13): «Кто возвышает себя, тот унижен будет» (Мф 23, 12).

5. Победитель гордости – Спаситель смиренных. – Как «Господь рассеял гордых в помышлениях сердца их» (Лк 1, 51)? Как побеждает Он сатану, древнего змея, побудившего ч‑ка к Г (Быт 3, 5), диавола, стремящегося обольстить всю вселенную, чтобы мир поклонялся ему как своему богу (Откр 12, 9; 13, 5; 2Кор 4, 4)? Через смиренную Деву (Лк 1, 48) и Ее Сына, Младенца Христа Господа, возлежавшего в яслях (Лк 2, 11 сл.; ср Пс 8, 3).

Тот, Кого Ирод в гордости своей хотел погубить (Мф 2, 13), начинает Свое служение отвержением *мирской славы, предлагаемой Ему Сатаной, и всякого *мессианства, искаженного Г (Мф 4, 3–10). Христа упрекали в том, что Он делает Себя равным Богу (Ин 5, 18); но Он не превозносился этим равенством, искал не славы Своей (Ин 8, 50), но вознесения через *смерть крестную (Ин 12, 31 слл; Флп 2, 6 слл). Когда Он просил Отца прославить Его, то лишь для того, чтобы в Нем был прославлен Отец (Ин 12, 28; 17, 1).

Ученики Его и особенно пастыри Его Церкви должны *следовать Ему на этом пути (Лк 22, 26 сл.; I Петр 5, 3; Тит 1, 7). Его *именем они будут побеждать диавола на земле (Лк 10, 18 слл); но силы Г. будут сокрушены лишь в *День Господень явлением Его *славы (2Фес 1, 7 сл.). Тогда *беззаконник, выдающий себя за Бога, будет уничтожен духом уст Господних (2Фес 2, 4, 8); тогда великий Вавилон, символ обожествленного государства, будет разом низвержен (Откр 18, 10, 21). И тогда *смиренные, и только они, явятся подобными Богу, ибо они дети Его (Мф 18, 3, 4; 1Ин 3, 2).

– > богатство II – Вавилон 1 – гордость (дерзновение) – могущество III – смирение

MFL


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle