под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ААРОН

1. Лишь постепенно, в течение веков выявились черты типизированного образа предка священнического сословия (Лев 1, 5), «дома Ааронова» (Пс 117, 3). По древним преданиям А., «Левитянин» (Исх 4, 14), брат Мариами (15, 20), выступает как представитель *Моисея, говорящий за него (4, 14–17) перед Израильтянами (4, 27–31) или даже перед фараоном (5, 1–5). Он поддерживает своего брата в битве с Амаликитянами (17, 10–13) и сопровождает его на Синай (19, 24), где и удостаивается «*видеть Бога» (24, 10–11). Память, им оставленная, не совсем безупречна: на нем лежит немалая ответственность за поклонение золотому тельцу (Исх 32; ср Деян 7, 40) и был даже случай, когда он восстал против Моисея (Числ 12, 1–15).

Позже, по священническому преданию, являющемуся, по всей вероятности, отзвуком столкновений, происходивших между различными кастами *священства во времена второго храма, А. представлен весьма сведущим в вопросах религиозных и дающим свое имя «сынам Аароновым» (Исх 28, 1; ср Лк 1, 5). Он *помазан как Первосвященник (Исх 29, 1–30), носит одеяния Первосвященника и кладет начало его обрядовым действиям (39, 1–31). Бог утверждает его преимущественное право особым судом (Числ 16) и чудом расцветшего жезла (Числ 17, 16–26), к-рый отныне хранится в ковчеге Завета (Евр 9, 4). С этих пор, когда Бог дает повеления (Исх 9, 8–10; 12, 1…) и когда народ выражает недовольство (Исх 16, 2; Числ 16, 3), А. всегда с Моисеем. Оба они не поверили (*неверие) Богу в Мериве (Числ 20, 1–21) и поэтому разделили одну судьбу: они умерли до вступления в Землю Обетованную (20, 22–29). Аарон остается навеки Первосвященником по преимуществу (Сир 45, 6–22), славным заступником, к-рый отвел Божий гнев (Прем 18, 20–25). Ессеи времен Иисуса ожидали не столько *Мессию–Царя, Сына Давидова, сколько Мессию от Аарона, Мессию–Первосвященника.

2. В НЗ только в Посл. к Евр. говорится об А. В нем подчеркнуты два аспекта этого яркого образа: Христос не присвоил Себе служение милостивого Первосвященника (Евр 5, 2), но был «призван Богом, как и Аарон» (5, 4; ср Исх 28, 1; Числ 18, 1). С другой стороны, священство А., передававшееся по наследству, не возвещает священства Христа; в этом его отличие от священства Мелхиседека, родословную к-рого невозможно установить (Евр 7, 3, 15–21). В заключение можно сказать, что священство А. не может притязать на *совершенство, присущее священству Христа (7, 11, 23–27).

XLD

– > Мессия ВЗ II 2 – помазание III 3 – призвание I – священство ВЗ I 3, 4


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle