ДОБРОДЕТЕЛЬ
Созидается же дом душевный из разновидных камней добродетелей и исполнения заповедей. А всуе89 трудится тот, кто подвизается в одном телесном делании, а о душевных добродетелях небрежет и потому не имеет Господа содействующим в созидании дома душевного, ради веры, надежды и любви трудящегося. И всуе хранят град благочестия и добродетелей те, кому сам Господь ради их смиренномудрия не сохранит оный непоколебимым от духов гордости благодатью Святого Духа (прп. Амвросий, 1).
* * *
Советую вам слова «богомудро», «целомудро», «преподобно» и «праведно» приложить к четырем главным духовно-нравственным добродетелям, к совершению которых, по слову смиренного Никиты Стифата, должны быть направлены четыре начальнейшие силы ума человеческого: разум, остроумие, постижение и твердомыслие. Добродетели эти – мудрость, целомудрие, мужество и правда, которыми человек должен ограждаться, чтобы отразить и победить три главные страсти: сластолюбие, славолюбие и сребролюбие. При отражении каждой из сих трех страстей потребно иметь и богомудрый разум, и великое твердомыслие (прп. Амвросий, 1).
* * *
Между добродетелями главными основными поставляются четыре добродетели: мудрость, мужество, целомудрие и правда. Смиренный Никита Стифат пишет, что каждая из этих добродетелей находится между другими: мужество с одной стороны имеет терпение, а с другой – крепкое сопротивление. Вас публично и даже печатно поносят. Хотя переносить это очень тяжело и оскорбительно, но в девяти блаженствах евангельских главным и высшим поставлено последнее, т.е. блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 11–12). И с другой стороны – глаголет Господь в святом Евангелии: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, и Я постыжусь его, егда прииду90 в славе Отца Моего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38)(прп. Амвросий, 1).
* * *
Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста (Пс. 22, 4)91. Жезл – крест, скорбь, а палица – молитва Иисусова. Жезл – деятельная часть добродетели, а палица – умная молитва (прп. Амвросий, 4).
* * *
Что ты не ходишь к утрени, ленишься, не имеешь ни смирения, ни терпения – за все это нужно укорять себя и окаявать. Да еще благодарить Господ, что Он не дал бодливой корове рогов! А то вишь ты, как мудрствуешь: «Я ничего не делаю – чем спасуся?» Да разве нас могут спасти наши ничтожные добродетели? Разве не помнишь слова Божии: вся правда человеча пред Богом есть рубище жены нечистое (ср.: Ис. 64, 6). Ищи-ка лучше милости у Владыки нашего, а не платы за труды. И спасешься скорее, чем неразумные труженики.
Что ты все квасишься, это по-мирски нехорошо, а по-духовному украшение – монисты дорогие на шею. А нам с тобой еще и врачевание от душевных недугов, и охранение от многого неподобающего. За все благодари Бога, и за то, что читаешь сестрам молитвы и сподобилась этим служить им, но нехорошо думать, что это тебе вменится. Нам вменится великая жертва, принесенная Сладчайшим Иисусом на Кресте Вечной Правды; а у нас нет ничего хорошего. Делай по силе и не цени сама своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда (прп. Анатолий, 18).
* * *
Послушание исправляй со страхом Божиим, а какой добродетели не снискала, укоряй себя и проси у Бога. Но не смущайся (прп. Анатолий, 18).
* * *
Добродетели наши приятны Богу, когда они делаются со смирением (прп. Макарий, 20).
* * *
Молю Господа, да укрепит душу твою и да насадит в сердце веру, надежду и любовь, суть… великие и главнейшие добродетели, ибо вера заставляет нас веровать, надежда – уповать, любовь – любить Бога, и эти три добродетели все равно нужны вам ко спасению, без них никто не удостаивается наслаждаться лицезрением Божиим и никто не может спастись (прп. Лев, 20).
* * *
Всуе – попусту, напрасно.
Когда приду.
В переводе П. Юнгерова: жезл Твой и посох Твой – они утешили меня.