ДЕВСТВО
Хотя вы и не давали обещания поступить в монастырь, но имели намерение не вступать в супружество, а оставаться девою, служа в этом положении Христу Богу, Жениху Небесному. Но различия в этом мало: поступить ли девою в монастырь или оставаться девою в мире для служения Богу, кроме обетов монашеских, почти все равно. Различие только то, что в монастыре удобнее соблюдать девство, хотя по-видимому и труднее. Апостол не указывает места, а говорит просто: «Посягшая печется, како угодить мужу, а непосягшая печется, како угодити Господеви: разделися жена и дева»77 (прп. Амвросий, 1).
* * *
Девство имеет великое значение перед Богом. Святая Дева паче естества сподобилась быть Матерью пресущественного Сына Божия и, оставаясь всегда Девой, называется Пресвятой. Впрочем, не всякое девство хорошо и похвально, как Сам Господь объявил в Евангелии о десяти девах: Из них пять было мудрых и пять неразумных (Мф. 25, 2), – последние соблюдали только наружное девство, а внутренно осквернялись нечистыми помышлениями, также побеждены были и другими страстями: сребролюбием и тщеславием, завистью и ненавистью, гневом и памятозлобием и вообще невоздержанием... Почему Господь и упрекает таковых в Евангелии: истинно говорю вам, что мытари и блудницы кающиеся вперед вас идут в Царство Божие (Мф. 21, 31); мнящиеся же быти78 сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю(Мф. 8, 12) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Унываешь, что много скорбей; если бы это знала, не пошла бы в монастырь. Тогда и я тебя не знал бы? И Господь Иисус Христос не считал бы тебя Своей возлюбленной, избранной? И о спасении души не пеклась бы, а только о коровах, свиньях, доме, муже, детях? Глупенькая какая ты!
Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое. И потерпи Господа. Ведь ты терпишь скорбито за Него, Жениха своего Сладчайшего Иисуса, а не за земное счастье! Будь же мудрой девой! Будь благодушна! Уверяю тебя, будешь наследницей вечного Небесного Царства (прп. Анатолий, 18).
* * *
Замуж выйти не возбраняется и не грех, если девица не обручена жениху, а как только заключат контракт, тогда бесчестьем считается бросить данное обещание и нарушить договор. Мы с тобой теперь невесты, обрученные Господу Иисусу, и дали обет блюсти девство. И если нарушим его, то делаемся повинны, как изменники, как прелюбодеи. Да и вообще, пока ты молода и неопытна и пока кровь буяет и диавол не зевает, а бурлит тебя и льстит, и обманывает мнимой великой сладостью похоти, тебе кажется все там прекрасно. Но не так на деле. Особенно когда перейдет похоть и лета поздвинут с костей, – сама изумишься, как это могло измениться (прп. Анатолий, 18).
* * *
Венец девства есть высшая христианства добродетель, она есть красота и венец Церкви. И все девственницы именуются Святой Церковью невестами Христовыми. Святой Димитрий Ростовский учит: «Отыми у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет ангел» (прп. Анатолий, 18).
* * *
Я тебе послал книжку «О девстве» святого Иоанна Златоуста, но, видно, ты не получила. А между тем я ничем не надеялся тебя так утешить, как этой книжкой. Ибо и сам до глубины души тронут ею, зная, как многие из вашей сестры томятся неопределенностью своих ожиданий и надежд, не видя перед собой ничего, кроме скорбей, труда, томления, неясных воздаяний в будущем. А тут, как день, ясно представлены невыгоды брачующихся и красота и высота девства. Прочти эту книжку со вниманием и давай другим для прочтения (прп. Анатолий, 18).
* * *
Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, престол херувимский – Деву. И все девы, которые терпят от бесов и от людей за сохранение своей чистоты, тоже, подобно Пресвятой Деве, служат Чистейшему Сыну Девы, Господу Иисусу Христу престолом. Оттого-то враг так и ненавидит девственниц и всячески старается их осквернить (прп. Анатолий, 18).
* * *
Ср.: (1Кор. 7, 33–34). В синодальном переводе: Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
Думающие, что они.