ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЧУЖИЕ ДЕЛА
Мы не помалу удивляемся, прелюбезнейший наш батюшка о. Г., что вы оставляете свои душевные язвы врачевать, а сокрушаетесь и смущаетесь о чужих, мнимых вами недостатках, а кольми паче о настоятельских обстоятельствах. Мы о распоряжении начальников ответа Богу давать не будем; а они за нас, подчиненных, неотменно ответ Богу отдадут. Если и святой будет настоятель, а мы будем стропотны45, и непокорливы, и по своим волям ходящи, никакой нам пользы не будет, а разве большее осуждение будет. Внимаем себе и о своих душах печемся, как предстать перед Судищем Христовым и ответ отдать Богу за содеянные нами дела, словеса и помышления, а не о других нам, самим немощным, пещися; но оставим то сильным, и здравым, и могущим пользовать других (прп. Лев, 30).
* * *
[Надо] стараться делом исполнять совет святого Иоанна Лествичника, который говорит: послушник не рассуждает ни о благих, ни о мнимых злых. То есть не толкует: так-то нехорошо, а вот так-то было бы лучше. А более всего внимает собственному своему спасению, ради которого решился жить в монастыре, веруя несомненно повторяемым словам Святой Церкви: «Каждый от своих дел или прославится, или постыдится» – начальные от своих дел, а подначальные от своих. Кому что поручено, за то тот и отвечает. Также подвергает себя ответу и тот, кто вмешивается не в свое дело, кроме того, оставляя при этом исполнение и собственного дела. Сам Господь глаголет в Евангелии: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь (Лк. 19, 13). А купцы, как сама ты видела, во время ярмарки каждый торгует в своей лавке. А если во время торговли будет ходить купец по чужим лавкам, то повредит своей торговле и получит большой убыток... советую тебе более не внимать благовидным, но душевредным помыслам вражеским, которые внушают смотреть за чужой торговлей, ходя по чужим лавкам. Прочнее и основательнее беречь собственную свою торговлю духовную и ей только внимать (прп. Амвросий, 1).
* * *
Тебе много раз было писано с сестрой, чтобы вы внимали только себе, держались своей кельи и никак не входили в то, что до вас не касается. Но ты как бы вопреки всему этому лезла и путалась не в свое дело и решилась на такие предприятия, которые выше тебя и выше всех, тебя окружающих. Где недоумевали владыки и архипастыри, ты нерассудно и самонадеянно дерзала устраивать судьбу начальниц, забывая слово всесильного Бога, глаголющего:
Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду (Притч. 8, 15). Ты кто такая, что решилась вопреки мановению Промысла Божия уставлять свою правду? Лучше бы было оставить то, что выше нас, и заняться тем, что касается до нас самих, т.е. стремиться к страху Божию, к хранению своей совести по Богу, и смиренномудрию, и к самоукорению, без которого человек не может устоять в духовной жизни, а только понесет многие труды и скорби, плода же и мзды46 не достигнет (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Вопрос:
– Что значит жить по сердцу?
Ответ:
– Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее (прп. Амвросий, 4).
* * *
Стропотный – строптивый.
Мзда – награда, плата, вознаграждение.