составитель Терещенко Т. Н.

Источник

ОТЧАЯНИЕ

Описываете свое жизненное неустроение и нерадение, в чем прошу вас не отчаиваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, – но уповать на Бога, Тот силен исправить стопы ваши к деланию святых и животворящих Его заповедей, о чем я, сколько могу, молю Господа (прп. Лев, 20).

* * *

Прошу вас не отчаиваться, но Господу во всех случаях предаваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, от которой силен Господь вас сохранить (прп. Лев, 20).

* * *

Прежде же надо оставить грех и удаляться случаев, приводящих к нему, а отчаиваться отнюдь не должно, ибо отчаяние лишает надежды спасения, ввергает еще в вящие согрешения и само считается перед Богом тягчайшим грехом (прп. Макарий, 20).

* * *

А помысел отчаяния происходит от внушения гордого диавола, и когда не обретается в нас благоухание смирения, то и действует он ко вреду нашему, а смирение истребляет помыслы эти. Итак, памятью грехов своих приобретай смирение, а не смущение (прп. Макарий, 20).

* * *

Сколько могу заметить, в вашем устроении враг имеет сильный к вам приступ: возносит до небес и низводит до бездн, а это и есть вид духовной гордости, и само отчаяние есть плод ее, потому-то и попущаемся падать, что не имеем смирения. K успокоению вашему потребно смирение и благонадежие; на смирение призирает Господь и ниспосылает Свою милость. Я не знаю, какой род грехов вас тяготит и смущает, только это известно, что нет греха, побеждающего человеколюбие Божие (прп. Макарий, 20).

* * *

В отчаянии – все свои немощи и грехи ввергать в бездну милосердия Божия, сокрушаться об них и каяться, но надеяться на помилование, ибо Господь за грешников пролил Пречистую Свою Кровь. И хотя бы мы весь закон исполнили, но не должны надеяться на спасение от дел своих, а считать себя неключимыми206 рабами, по слову Господню (см. Лк. 17, 10) (прп. Макарий, 20).

* * *

Лучше всегда каяться и смиряться, нежели отчаиваться; покаянием и смирением привлечете на себя благодать Божию и помощь Его (прп. Макарий, 20).

* * *

Не похвально, что побеждаешься от помыслов и падаешь, но то еще хуже, что отчаиваешься. Мы находимся в борьбе, падаем и восстаем, и мужественнее на брани бываем, но отнюдь не надо отчаиваться, а смиряться и каяться, хоть и стыдно, но должно. Знай же, отчего бывает сильнее брань и побеждение: от мнения о себе, от осуждения ближних, от излишней пищи и покоя телесного (прп. Макарий, 20).

* * *

Советую вам не отчаиваться и не унывать, а во всем на Бога уповать, Который силен есть сохранить и вас, и ваше дитя. Молитесь всегда Святой Троице и читайте: «Пресвятая Троице, помилуй нас» и прочее до конца. И когда приходит, как темная туча, сомнение за жизнь, говорите: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покровитель мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе!» И Господь оживотворит надежду в сердце вашем на спасение Его (прп. Антоний, 20).

* * *

Забыл было вам сказать об отчаянии, которое святой Иоанн Лествичник почитает хуже всякого греха. Во всяком грехе человек может покаяться, имея твердое намерение вперед на то же не возвращаться и таким образом получить прощение и милость от Господа. А отчаявшийся что может сделать и что получить? Поистине отчаяние хуже всяких зол. Положим, что человек иногда много и очень страдает, но мало таких людей, которые страдают по примеру праведного Иова. Большая часть страдающих из нас подвергается страданиям как следствиям или неправильных мыслей и мнений, или ошибочных действий. Но есть для страждущих и утешительное слово апостола: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6) (прп. Амвросий, 1).

* * *

Нет греха, побеждающего милосердие Божие, хочет бо всем спастись и в разум истины приити (1Тим. 2, 4). Поэтому отложи свое неразумное отчаяние и старайся соблюдать заповеди Божии, а в чем согрешишь, кайся и исправляйся. Все скорби, постигающие тебя, терпи по слову Божию: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19), ипретерпевший до конца спасется (Мф. 10, 22).

На домашних гнева не держи, а молись за них и за всех ненавидящих и обидящих тебя, и милостью Божией спасешься, аще сотворишь сие, т.е. заповеди Божии (прп. Амвросий, 1).

* * *

Отчаяние – грех смертный. Бегай его. А веруй в Милосердого Бога и Заступницу нашу Богородицу и святых. Они все могут сделать. А смириться и потерпеть непременно нужно (прп. Анатолий, 18).

* * *

Что отчаянию ты позволяешь входить в сердце – это не христианское дело (прп. Анатолий, 18).

* * *

Хотя бы ты была даже хуже меня, и тогда не теряем надежды, что Господь спасет тебя.

А ты своим отчаянием только врага радуешь и Бога прогневляешь и лишаешь себя Его помощи.Оставьте безумие, и живи будете (Притч. 9, 6)207, – глаголет Слово Божие. Вот ты будешь приступать к Святым Таинам и должна произнести: «Верую, Господи, и исповедую… яко Ты еси пришел грешники спасти, от них же первая есмь аз». Безумец подумает: пропал я, первый грешник; а христианин смиренно укорит себя и прославит милосердие Божие, и любовь Его, и в мире сообщится со Христом (прп. Анатолий, 18).

* * *

Понуждайся думать о будущей жизни, о смерти, о муках вечных, не бойся отчаяния, потому что по младенчеству ума часто страх по Бозе за вечную участь души называют отчаянием и стараются всеми средствами избавиться от этого спасительного чувства. Вот в таком случае невольно помянешь наставления святого Антония Великого, который рассуждение называет высшей добродетелью (прп. Иосиф, 19).

* * *

206

Неключимый – ничего не стоящий.

207

В синодальном переводе: Оставьте неразумие, и живите.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle