ОСКОРБЛЕНИЕ
Мы не можем отвратить от тебя руки Божией, но ты можешь умилостивить Бога, когда начнешь идти путем христианским, и сначала хоть скорби, но о том, что не перенесла оскорбление, а не о том, что оскорблена, на это устроение призрит Бог, и будет надежда к исправлению (прп. Лев, 20).
* * *
[Так как] мы чувствуем за собой долги перед Богом, то и должны не бегать нареканий, выговоров и оскорблений, но ими не только долг заплатится, но и исцелится великая душевная болезнь – гордость – приложением этих пластырей, с Божией помощью (прп. Лев, 20).
* * *
Как же мы познали бы сами себя, когда бы никто не наносил нам оскорблений, и как бы стяжали терпение, и как бы смирились? Все это бывает не без Промысла Божия, но премудрым Его смотрением попускаются каждому к искусу его произволения и терпения случаи, могущие смутить его и колебать, дабы познал свою немощь и смирился или бы приобрел добродетель терпения и любви (прп. Макарий, 20).
* * *
Ты пишешь, что «все матери и сестры добрые, что ни попросишь, все для нас делают», – а ежели бы и не делали ничего для вас и, напротив, наносили оскорбления, и тогда должно считать их «добрыми», а оскорбления приписывать себе, что того достойны и что Бог им возвещает оскорбить вас; то будете и тогда покойны (прп. Макарий, 20).
* * *
Не знаю, почему вы опасаетесь гонения от известной особы? Может ли кто сделать вам оскорбление, если не попустит Бог? А когда что случится, то надо принимать это с покорностью воле Божией, смиряться и считать оскорбляющих нас орудиями Промысла Божия: за это Господь и избавит из рук их (прп. Макарий, 20).
* * *
Скорбные встречи всегда трудны к сношению их, но надо понуждаться нести, по учению апостольскому: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12, 1), – призывая в помощь Господа и моля Его за оскорбляющих, да ниспошлет мир душам нашим (прп. Моисей, 20).
* * *
Надо терпеть. Как же святыето терпели? Что же после этого мы за монахи, если и малых оскорблений переносить не будем (прп. Исаакий, 28).
* * *
Пишешь, что одна послушница нанесла тебе несправедливое и нисколько не заслуженное оскорбление и ты в горести сердца плакала, а внутренний голос говорит тебе: «Держи ум горе и твори неослабную молитву, все пройдет». Так в подобных случаях и поступай. Тогда и будет проходить все прискорбное и оскорбительное (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Несравненно лучше и полезнее терпеть скорби от людей, нежели оскорблять их (прп. Иосиф, 19).
* * *
Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели, возбуждают нас от сна духовного (прп. Иосиф, 19).
* * *
Оскорбления… по необходимости должно потерпеть, ибо за грехи что-нибудь должно терпеть, если не здесь, то в будущей жизни. Только в будущей-то жизни скорби очень ужасны. От них да избавит нас Господь Своей благодатью и человеколюбием (прп. Иосиф, 19).
* * *
Не можешь понести оскорбительного слова. – В таком случае укоряй себя больше и смиряйся, считая себя худшей всех людей (прп. Иосиф, 19).
* * *
Подвиги твои видел. Зачем же так доводить себя и без причины огорчать сестру? Ведь это грешно. Если уж не можешь удержать своей злобы, то сердилась бы хоть на себя, била бы по чему ни попадя. А то оскорблять до слез – это грешно.
Конечно, это страсть возобладала тобой, может быть, за твое нерадение или за гордость попустил Господь. То и надо смиряться перед Господом и людьми, считая себя хуже и грешнее всякого человека. Смирение победит эту привычку. Также и у Господа проси помощи, чтобы избавиться и победить эту страсть, и себя всячески укоряй постоянно. Если же не можешь удержаться и когда обидишь сестру, то понуждайся просить у нее прощения и успокаивать ее, чтобы она не обижалась на тебя и не скорбела (прп. Иосиф, 19).
* * *
Вот письмо. В нем меня обзывают самыми площадными, ругательными словами. Особенно за мои собеседования в монастыре. Думаю на того, на другого… но кто бы это ни был, во всяком случае – благодетель. Может быть, Господь за это простит мне чтолибо из моих грехов (прп. Варсонофий, 20).