составитель Терещенко Т. Н.

Источник

ОДЕЖДА

Отдавая всю себя Богу, не должно беспокоиться о тряпицах и к ним привязывать свое сердце (прп. Антоний, 20).

* * *

Говорят, что тебя хотят одевать201. Радуюсь. Только помни, что мухояровая202 одежда прикрывает куски тела и кости, а настоящее одеяние – дела монашеские: смирение, кротость, терпение болезней и скорбей, особенно напраслин и клевет; это верхний вид одежды, а исподняя сторона этого одеяния есть радость, мир, милость, любовь и пр., а более всего – непрестанное обращение сердца к Иисусу, так что монах день и ночь зрит Господа Иисуса, и красуется Им, и утешается, и веселится, и постоянно возрастает и расцветает (прп. Анатолий, 18).

* * *

Читал письмо твое, и сон весь батюшке о. Амвросию прочел. Все было бы хорошо, да жаль – одежды-то брачной Жених не дал тебе. Молись Ему: «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Этим сном пренебрегать нельзя. Твори чаще молитву Иисусову да смиряйся. Терпи. И знай, что царское одеяние состоит не в ряске, а сшивается оно из света. А касательно внешнего одеяния много не беспокойся… Главное, говорю, проси у Жениха царскуюто одежду (прп. Анатолий, 18).

* * *

Разум-то твой ребяческий: она засматривается на шляпки, на наряды; да твое-то одеяние – царственное! Блистающее не крашеным тряпьем, а небесным смыслом! Возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством (Ис. 61, 10). И далее: Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62, 5). Твой Истый Жених Иисус, а не какойнибудь тряпичник, торгаш!.. Да сохранит тебя Господь и да научит отличать сладость геенны от райской чистой радости (прп. Анатолий, 18).

* * *

Спать не раздеваясь – древнее отеческое правило, и многими отцами советуется. Попробовать можешь. Если пользу какую увидишь через это, то можно следовать этому правилу. А если по немощи трудно покажется, то можно и оставить, укорив себя (прп. Иосиф, 19).

* * *

Такой был случай: на одного брата нашло искушение, задумал купить водки и выпить, пошел в шинок, стоят покупатели. Женщина-продавщица, увидев в монашеской одежде, спросила: «Что вам, батюшка, угодно?» Таким вопросом устыдила брата, и он ответил: «Полфунта изюму». Таким образом, монашеская одежда спасла от искушения (прп. Никон, 20).

* * *

Один монах, оставшись вне монастыря, начал думать: «Не буду носить четки. Я не молюсь по ним, и, может быть, это мне в грех поставится, что я показываю не то, что есть». – Это неправильно. Я хотя и не молюсь по четкам, а на руке держу. Посмотрю на них и подумаю: «Я – монах, должен по обету непрестанно молиться и не молюсь». Укоряю себя, и это – на пользу… Одежду монашескую надо любить (прп. Никон, 21).

* * *

201

Имеется в виду пострижение в монахи и монашеская одежда.

202

Мухояр – бумажная с шелком или шерстью ткань.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle