составитель Терещенко Т. Н.

Источник

ОБЕЩАНИЕ (ОБЕТ)

Об обетах ничего не случалось мне видеть в Писании, что давать должно с благословения, знаю, что дают их просто. Но есть безрассудные обеты и неудобоисполнимые. В этом надо представить на рассуждение духовного отца, он может переменить на другой удобоисполнимый (прп. Макарий, 20).

* * *

О том, что вы налагали на себя пост: хлеб и воду, – и не исполнили, советую не смущаться, ибо такое обещание ваше не имело рассуждения и выше силы вашей было предпринято, а Бог выше меры от нас не требует (прп. Макарий, 20).

* * *

Спрашиваешь, простит ли тебя и дочь твою Бог за то, что она не исполнила своего обещания, не пошла в монастырь, а вышла замуж, и ты ее к этому уговаривала. Приносите обе в этом и в других грехах искреннее покаяние перед Богом, и старайтесь жить по заповедям Божиим, и всякого греха удаляйтесь, тогда Господь силен сотворить с вами Свою милость, потому что сказано в Святом Писании: «Несть грех, побеждающий человеколюбие Божие». И Сам Господь глаголет: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился… и жив был (Иез. 33, 11) (прп. Амвросий, 1).

* * *

Пишешь... что ты по какомуто обстоятельству дала обещание ежедневно читать акафист великомученице Варваре, а теперь при чтении других акафистов не имеешь времени для этого. По крайней мере, читай ежедневно хоть по три икоса и кондака. Объясни о своем обещании матушке игуменье N. Ежели этого не можешь исполнить исправно, тогда на каждой исповеди объявляй духовнику о своем обещании и неисправности (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Неисполненное обещание – все равно что хорошее дерево без плода (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

* * *

Теперь не хотим потерпеть малой и маловременной скорби, а как там после смерти стерпим скорбь бесконечную, мучение невыразимое, если отвергаемся обетов, недавно нами данных! (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Как запоем песнь Господню на земле чужой?.. Прильпни язык мой к гортани моей, если я забуду тебя, Иерусалим (Ис. 4–6). Подобную скорбь, подобную печаль переживаем и мы – иноки – в настоящее время. Нас гонят из монастырей, хотят, чтобы мы забыли свои святые обители, чтобы мы оставили образ иноческого жития, чтобы начали иную жизнь, жизнь мирскую, чтобы мы пренебрегли своими монашескими обетами. Но… нет. Пусть и наш язык прилипнет к гортани нашей, если мы забудем свою иноческую жизнь, если забудем свои монашеские обеты, оставим служение Господу, пренебрежем Его святыми заповедями и пойдем по широкому и пространному пути мира сего в забвении и грехах (прп. Никон, 20).


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle